Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  79 / 116 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 79 / 116 Next Page
Page Background

77

шеские годы Николай провел в Москве, получив домашнее начальное образо-

вание. В 6 лет играл на скрипке и фортепиано. В 19 лет он сдал экстерном экза-

мены в гимназию. С двух попыток поступает в класс теории и композиции Пе-

тербургской консерватории к М. О. Штейнбергу и Н. Н. Черепнину. Свое твор-

чество начинал под влиянием А. Н. Скрябина. После Октябрьской революции

Обухов с семьей оказался в Крыму, а в 1918 покинул Россию, поселившись в

Париже. Независимо от А. Шенберга и Н. Рославца Обухов разработал музы-

кальную систему из 12 звуков, ввел оригинальную нотацию. Свой оригиналь-

ный стиль художник впервые воплотил в 1918 в литургической поэме «Кровь»,

написанной на слова К. Бальмонта. Эмоции, выраженные в ней – ужас, кошмар,

близки поэтике экспрессионизма. Свое нововведение он включил также в три

поэмы: «Агнец и наше раскаяние», «Пастырь и наше утешение», «Да будет

один Пастырь и одно стадо» по поэзии К. Бальмонта. Из более 50 его сочине-

ний изданы лишь единичные. Главное произведение – «Книга жизни» – нахо-

дится в рукописи. Оно представляет собой литургию для оркестра, большого

смешанного хора, инструмента со световыми эффектами и сопровождается

танцами, шествиями и фимиамами. В основе литургии лежит священнодейст-

вие, призванное преобразить мир и человечество. Исполнять литургию, по

мысли автора, нужно в храме, где будут присутствовать только исполнители.

Литературный текст «Книги жизни», автором которого также является Обухов,

произносится ритмическим речитативом. Первое публичное исполнение этой

мистерии происходило в Париже летом 1925 под управлением дирижера С. А.

Кусевицкого. В 1937 на международной выставке в Париже прозвучали сочи-

нения «Всевышний благословляет мир», «У гробницы со святыми мощами...» и

«Всемирный гимн». В 1946 увидел свет его «Трактат о гармонии тональной,

атональной и тотальной».

Николай Борисович известен также как автор электронного музыкального

инструмента «Звучащий крест», за создание которого современники назвали

его «Страдивариусом радиоэлектронной музыки». Крест представляет собой

расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом

внутри, а в центре креста помещен алмаз. Звук возникает при приближении или

удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (до

Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован со-

ветским физиком и музыкантом Львом Сергеевичем Терменом, создавшим в

1920 инструмент «Терменвокс»). «Звучащий крест» может быть использован и

как большая антенна, улавливающая волны эфира. Тембр инструмента пред-

ставляет собой что-то среднее между органом и виолончелью, в нем слышится

нечто космическое. Много пьес, сочиненных для этого инструмента, было ис-

полнено в Брюссельской королевской консерватории. Умер композитор в Па-

риже. На могиле установлена стела в виде «Звучащего креста».

Во Франции проводится конкурс музыкантов им. Н. Обухова, а с 1957 по

инициативе французского композитора А. Онеггера была учреждена премия

им. Н. Обухова за лучшее произведение, написанное в новой нотации.

И. Ю. Татарская