77
шеские годы Николай провел в Москве, получив домашнее начальное образо-
вание. В 6 лет играл на скрипке и фортепиано. В 19 лет он сдал экстерном экза-
мены в гимназию. С двух попыток поступает в класс теории и композиции Пе-
тербургской консерватории к М. О. Штейнбергу и Н. Н. Черепнину. Свое твор-
чество начинал под влиянием А. Н. Скрябина. После Октябрьской революции
Обухов с семьей оказался в Крыму, а в 1918 покинул Россию, поселившись в
Париже. Независимо от А. Шенберга и Н. Рославца Обухов разработал музы-
кальную систему из 12 звуков, ввел оригинальную нотацию. Свой оригиналь-
ный стиль художник впервые воплотил в 1918 в литургической поэме «Кровь»,
написанной на слова К. Бальмонта. Эмоции, выраженные в ней – ужас, кошмар,
близки поэтике экспрессионизма. Свое нововведение он включил также в три
поэмы: «Агнец и наше раскаяние», «Пастырь и наше утешение», «Да будет
один Пастырь и одно стадо» по поэзии К. Бальмонта. Из более 50 его сочине-
ний изданы лишь единичные. Главное произведение – «Книга жизни» – нахо-
дится в рукописи. Оно представляет собой литургию для оркестра, большого
смешанного хора, инструмента со световыми эффектами и сопровождается
танцами, шествиями и фимиамами. В основе литургии лежит священнодейст-
вие, призванное преобразить мир и человечество. Исполнять литургию, по
мысли автора, нужно в храме, где будут присутствовать только исполнители.
Литературный текст «Книги жизни», автором которого также является Обухов,
произносится ритмическим речитативом. Первое публичное исполнение этой
мистерии происходило в Париже летом 1925 под управлением дирижера С. А.
Кусевицкого. В 1937 на международной выставке в Париже прозвучали сочи-
нения «Всевышний благословляет мир», «У гробницы со святыми мощами...» и
«Всемирный гимн». В 1946 увидел свет его «Трактат о гармонии тональной,
атональной и тотальной».
Николай Борисович известен также как автор электронного музыкального
инструмента «Звучащий крест», за создание которого современники назвали
его «Страдивариусом радиоэлектронной музыки». Крест представляет собой
расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом
внутри, а в центре креста помещен алмаз. Звук возникает при приближении или
удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (до
Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован со-
ветским физиком и музыкантом Львом Сергеевичем Терменом, создавшим в
1920 инструмент «Терменвокс»). «Звучащий крест» может быть использован и
как большая антенна, улавливающая волны эфира. Тембр инструмента пред-
ставляет собой что-то среднее между органом и виолончелью, в нем слышится
нечто космическое. Много пьес, сочиненных для этого инструмента, было ис-
полнено в Брюссельской королевской консерватории. Умер композитор в Па-
риже. На могиле установлена стела в виде «Звучащего креста».
Во Франции проводится конкурс музыкантов им. Н. Обухова, а с 1957 по
инициативе французского композитора А. Онеггера была учреждена премия
им. Н. Обухова за лучшее произведение, написанное в новой нотации.
И. Ю. Татарская