101
экипаж
–
около
70
человек
.
Двенадцать
курских
железнодорожников
–
маши
-
нисты
,
помощники
,
кочегары
–
ушли
добровольцами
на
фронт
. 25
октября
1941
года бронепоезд был передан
в
состав
13-
й
армии
.
«
Рабочие
Курского
депо
с
гордостью
оглядывали
творение
рук
своих
.
Движущаяся
крепость
грозно
поблескивала
дулами
орудий
и
пулеметными
стволами
.
Не
было
торжественных
речей
.
Паровозный
гудок
заменил
приветст
-
вия
.
Двинулась
вперед
громадина
бронепоезда
,
и
уже
через
полчаса
прогремел
в
сторону
врага
боевой
залп
.
Слушая
этот
могучий
голос
,
рабочие
перегляну
-
лись
.
И
один
из
них
тихо
сказал
,
выражая
общую
мысль
: «
Наш
земляк
,
куря
-
нин
», –
писал
поэт А
.
И
.
Безыменский
.
Осенью
и
зимой
сорок
третьего
бронепоезд
уже
участвовал
в жестоких
бо
-
ях
в
районе
станций Отрешково
,
Охочевка
,
Щигры
,
Черемисиново
,
на Елецком
направлении
.
Бывший
командир
2-
й
гвардейской
дивизии
генерал
-
майор
в
от
-
ставке Андриан Акименко после
отмечал
,
что
дивизия
была
сильно
ослаблена
в
непрерывных
боях
.
Осенняя
распутица
тормозила
маневренность
артиллерии
.
«
Для
нас
бронепоезда
были
единственной
огневой
поддержкой
.
Благодаря
им
,
мы держались на железной дороге
».
В
одной
из
своих
статей
,
опубликованной
в
газете
«
Красная
звезда
»,
Алек
-
сандр
Безыменский
дал
высокую
оценку
командиру
и
комиссару
бронепоезда
:
«
У
головного
орудия
командир
,
старший
лейтенант
В
.
М
.
Морозов
–
он
науч
-
ный
работник
.
Еще
недавно
закончил
физический
факультет
МГУ
,
изучал
свойства
тумана
,
изобретал
прибор
,
позволяющий
видеть
на
большие
дистан
-
ции
во
мгле
.
А
сегодня
он
в
любую
мглу
точно
и
сурово
обрушивает
на
врага
огневые
залпы
.
Всегда
на
посту
и
комиссар
бронепоезда
ст
.
политрук
Бродкин
,
опытный
работник и
великой
смелости человек
».
Подполковник Владимир Морозов
прошел
по
дорогам
войны
с
июля
1941-
го
по
май
1945
года
и
закончил
боевой
путь
командиром
31-
го
особого
Горь
-
ковско
-
Варшавского
дивизиона
бронепоездов
.
После
войны
вернулся
к
люби
-
мой
работе
.
Он
кандидат физико
-
математических
наук
.
Много
раз
бывал
в Кур
-
ске
на
встрече
с
однополчанами
.
Комиссар
бронепоезда
Семен
Бродкин
тоже
прошел
военными
дорогами
до
победного
1945-
го
,
а
после
войны
работал
в
на
-
родном хозяйстве Белоруссии
.
А
.
И
.
Безыменский
отметил
героизм
и
наших
земляков
: «
Машинист Кузьма
Воробьев
–
мастер
своего
дела
,
бронепоездной
богатырь
.
Сколько
раз
он
чинил
под
огнем
тендер
,
затыкая
отверстия
конусными
металлическими
бородками
.
И
помогала
ему Мария
Стефановна
Козьменкова
,
помощник
машиниста
,
героиче
-
ская женщина
,
вызывающая
восхищение
всего
экипажа
.
Во
всех
самых
трудных
боях
дежурила
она
и
завоевала
славу
замечательного
бойца
». 21
ноября
41-
го
года фашисты
перешли
в
наступление
на
подразделение
307-
й
стрелковой
диви
-
зии
,
оборонявшейся
у
станции Шатилово
.
Морозов
и
связист Петр Цветков
на
-
ходились
на
наблюдательном
пункте
–
они
видели
,
как
на
заснеженном
поле
по
-
казались
немцы
.
Выбор
удобного момента
для
решительного
рейда
бронепоезда
был
связан
с
большим
риском
.
Подставить боевую машину под
ураганный
огонь
на перегоне
–
означало
сорвать
операцию
.
Но
допустить фашистов
,
обладающих
значительным численным и огневым перевесом
,
тоже было нельзя
.