Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  103 / 120 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 103 / 120 Next Page
Page Background

101

экипаж

около

70

человек

.

Двенадцать

курских

железнодорожников

маши

-

нисты

,

помощники

,

кочегары

ушли

добровольцами

на

фронт

. 25

октября

1941

года бронепоезд был передан

в

состав

13-

й

армии

.

«

Рабочие

Курского

депо

с

гордостью

оглядывали

творение

рук

своих

.

Движущаяся

крепость

грозно

поблескивала

дулами

орудий

и

пулеметными

стволами

.

Не

было

торжественных

речей

.

Паровозный

гудок

заменил

приветст

-

вия

.

Двинулась

вперед

громадина

бронепоезда

,

и

уже

через

полчаса

прогремел

в

сторону

врага

боевой

залп

.

Слушая

этот

могучий

голос

,

рабочие

перегляну

-

лись

.

И

один

из

них

тихо

сказал

,

выражая

общую

мысль

: «

Наш

земляк

,

куря

-

нин

», –

писал

поэт А

.

И

.

Безыменский

.

Осенью

и

зимой

сорок

третьего

бронепоезд

уже

участвовал

в жестоких

бо

-

ях

в

районе

станций Отрешково

,

Охочевка

,

Щигры

,

Черемисиново

,

на Елецком

направлении

.

Бывший

командир

2-

й

гвардейской

дивизии

генерал

-

майор

в

от

-

ставке Андриан Акименко после

отмечал

,

что

дивизия

была

сильно

ослаблена

в

непрерывных

боях

.

Осенняя

распутица

тормозила

маневренность

артиллерии

.

«

Для

нас

бронепоезда

были

единственной

огневой

поддержкой

.

Благодаря

им

,

мы держались на железной дороге

».

В

одной

из

своих

статей

,

опубликованной

в

газете

«

Красная

звезда

»,

Алек

-

сандр

Безыменский

дал

высокую

оценку

командиру

и

комиссару

бронепоезда

:

«

У

головного

орудия

командир

,

старший

лейтенант

В

.

М

.

Морозов

он

науч

-

ный

работник

.

Еще

недавно

закончил

физический

факультет

МГУ

,

изучал

свойства

тумана

,

изобретал

прибор

,

позволяющий

видеть

на

большие

дистан

-

ции

во

мгле

.

А

сегодня

он

в

любую

мглу

точно

и

сурово

обрушивает

на

врага

огневые

залпы

.

Всегда

на

посту

и

комиссар

бронепоезда

ст

.

политрук

Бродкин

,

опытный

работник и

великой

смелости человек

».

Подполковник Владимир Морозов

прошел

по

дорогам

войны

с

июля

1941-

го

по

май

1945

года

и

закончил

боевой

путь

командиром

31-

го

особого

Горь

-

ковско

-

Варшавского

дивизиона

бронепоездов

.

После

войны

вернулся

к

люби

-

мой

работе

.

Он

кандидат физико

-

математических

наук

.

Много

раз

бывал

в Кур

-

ске

на

встрече

с

однополчанами

.

Комиссар

бронепоезда

Семен

Бродкин

тоже

прошел

военными

дорогами

до

победного

1945-

го

,

а

после

войны

работал

в

на

-

родном хозяйстве Белоруссии

.

А

.

И

.

Безыменский

отметил

героизм

и

наших

земляков

: «

Машинист Кузьма

Воробьев

мастер

своего

дела

,

бронепоездной

богатырь

.

Сколько

раз

он

чинил

под

огнем

тендер

,

затыкая

отверстия

конусными

металлическими

бородками

.

И

помогала

ему Мария

Стефановна

Козьменкова

,

помощник

машиниста

,

героиче

-

ская женщина

,

вызывающая

восхищение

всего

экипажа

.

Во

всех

самых

трудных

боях

дежурила

она

и

завоевала

славу

замечательного

бойца

». 21

ноября

41-

го

года фашисты

перешли

в

наступление

на

подразделение

307-

й

стрелковой

диви

-

зии

,

оборонявшейся

у

станции Шатилово

.

Морозов

и

связист Петр Цветков

на

-

ходились

на

наблюдательном

пункте

они

видели

,

как

на

заснеженном

поле

по

-

казались

немцы

.

Выбор

удобного момента

для

решительного

рейда

бронепоезда

был

связан

с

большим

риском

.

Подставить боевую машину под

ураганный

огонь

на перегоне

означало

сорвать

операцию

.

Но

допустить фашистов

,

обладающих

значительным численным и огневым перевесом

,

тоже было нельзя

.