65
В
августе
Георгий Михайлович
явился
в
военкомат
и
попросил
при
-
звать
его
по
комсомольскому
набору
.
В
армии
ощущалась
острая
нехватка
технических
специалистов
и
его
как
студента
направили
на
курсы
при
Выс
-
шей школе Красной
армии
,
после
окончания
которых
назначили начальником
радиостанции
развед
.
отдела штаба
30-
й
армии Калининского
(
затем
Западно
-
го
)
фронта
.
Эта
служба была
очень
ответственной
,
от
качественной
связи
зависели
успех
боевых
операций
,
жизни
солдат
и
командиров
.
Но
19-
летнему
комсо
-
мольцу
хотелось
самому
проявить
себя
в
боях
,
а
не
сидеть
рядом
со штабом
.
Он
пишет
рапорты
и
с
декабря
1942
года
начинает
летать
на
самолетах
3-
й
Отдельной
краснознаменной
авиационной дивизии
связи
в
качестве
бортради
-
ста
.
Прослужит он
в
этой дивизии
4
года
.
Много
чего было
за
эти
годы
.
На
его
глазах
горели
самолеты
,
уходили
из жизни боевые
товарищи
.
Подбивали и
его
самолет
.
Однажды раненую ма
-
шину пилот
тянул из последних
сил
,
но места для посадки не было
.
Почти
рухнули на многорядную полосу окопов
.
Колесо
заднего шасси
сорвало и ос
-
тавшийся штырь
,
как плуг
,
стал бороздить окопы
.
Это их и
спасло
.
Самолет
остановился на краю противотанкового рва
.
За
участие
в
боевых
действиях
Георгий Михайлович
Лаппо
был
на
-
гражден
орденами
Красной
Звезды
,
двумя
Отечественной
войны
2
степени
,
медалями
.
Георгий Михайлович
так
вспоминал
военные
годы и дивизию
связи
:
«
Это
было
замечательное
соединение
,
созданное
для
связи
с
осаж
-
денными
городами
-
героями
–
Ленинградом
,
Одессой
,
Севастополем
,
с
парти
-
занскими
отрядами
и
частями
,
попавшими
в
окружение
,
а
впоследствии
осу
-
ществлявшее
связь
Ставки
главного
командования
и
Генштаба
Красной
ар
-
мии
со штабами фронтов и
армий
».
Закончилась
война
,
но
со
своей
профессией
бортрадиста
он
не
рас
-
прощался
,
продолжив
летать
на
самолетах Московского
Аэрогеодезического
предприятия
ГУГК
при
Совете
Министров
СССР
.
В
составе
экипажа
они
проводили
аэрофотосъемки
Советского
Севера
,
Сибири
,
Урала
,
Кавказа
,
Польши
,
Германии
,
Австрии
,
Венгрии
,
Румынии
,
Монголии
.
За
этот
мирный
труд Лаппо
был
награжден медалью
«
За
трудовое
отличие
»
и
стал Почетным
радистом СССР
.
И
после
войны
всякое
случалось
.
Летали
в
густом
тумане
,
попадали
в
обледенение
,
когда
куски
льда
,
срываясь
с
лопастей
винта
,
пытались
пробить
обшивку
самолета
.
Однажды
,
взлетев
с Нижнем Тагиле
с
запасом
горючего на
12
часов
полета
,
сразу
обнаружили
неисправность
моторов
.
Надо
срочно
са
-
диться
.
Но
при
заходе
на
полосу
аэродрома
правая
ножка шасси
не
стала
на
механический
замок
.
Значит
,
при
соприкосновении
с
землей
она
сложится
,
и
самолет
начнет
кувыркаться
.
Для
выпуска
горючего
нет
времени
,
моторы