83
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ
О
.
В
.
Пешехонова
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ УЧЕНОГО
(
к
140-
летию
со дня рождения И
.
М
.
Губкина
)
И
.
М
.
Губкин
родился
9
сентября
(
по
ст
.
стилю
) 1871
г
.
в
селе Поздняково
Муромского
уезда
Владимирской
губернии
.
Семья
жила
в
бедности
.
Дед
его
был
волжским
бурлаком
,
а отец
ежегодно
оставлял
на
7-8
месяцев
свое
убогое
крестьянское
хозяйство
и
уходил
на
рыбные
промыслы
в
Каспийское
море
.
Только
по
настоянию
бабушки
,
умной
и
энергичной
женщины
,
державшей
в
своих
руках
«
бразды
правления
»
семьи
,
И
.
М
.
Губкина
отдали
в
1880
г
.
в
сель
-
скую школу
.
Он
был
единственным
из
42
внучат
,
которого
ей
удалось
опреде
-
лить
в школу
,
и
первым
во
всем
роду
,
обучившимся
грамоте
.
В
течение
тридца
-
тилетнего периода он
вел
упорную борьбу
за
знания
,
за право получить их
.
Уже
,
будучи
ученым
с мировым именем
,
Иван Михайлович писал
:
«
Помню
,
как
в
восьмидесятых
годах
прошлого
столетия
я
с
двоюродным
братом
,
другом
детства Алексеем Наумовым
...
мечтали
вслух
о
том
,
как
вот мы
,
ученики
сельской
школы
,
будем
учиться
дальше
:
сначала
в
уездной
школе
,
а
там
,
глядишь
,
и
в школе
,
откуда
выходят
«
образованные
люди
».
Заманчивые
фантазии
!
Утопия
!
Уже
одно
то
,
что мы
с Алексеем попали
в
сельскую школу
,
казалось
нам
неизъяснимым
блаженством
...»
Успешно
сдав
приемные испытания
,
Иван Михайлович
в
1887
г
.
зачисляет
-
ся
воспитанником
учительской
семинарии
в
городе
Киржач
.
С
прекрасными
отметками
по
всем
предметам
,
но
с
характеристикой
«
политически
неблагона
-
дежный
»
оканчивает
он
семинарию
.
Такая
характеристика
для
народного
учи
-
теля
была
равносильна
«
волчьему
билету
».
Лишь
случайно
получает
Иван
Михайлович место
сельского
учителя
.
Обстановка
в
семинарии
и
условия
окружавшей
жизни
пробудили
в
Губ
-
кине
бунтарские
настроения
.
В
дальнейшем
эти
настроения
молодого
учителя
все
усиливались
.
Этому
содействовало
чтение
нелегальной
литературы
,
зна
-
комство
с
новыми
людьми
,
в
частности
с
одним
старым
народовольцем
.
Все
больше
времени
Губкин
уделяет
просветительной
деятельности
среди
кресть
-
ян
.
Это
не
остается
не
замеченным жандармами
. «
Бывали
такие
случаи
,—
пи
-
шет
он
в
своей
автобиографии
,—
в
классной
комнате
я
веду
чтение
,
показы
-
ваю
на
экране
картины
,
а
в моей
квартире при
училище идет
обыск
».
Длинные
зимние
вечера
,
свободные
от
занятий
в школе
,
уходили
на
са
-
мообразование
,
на
пополнение
знаний
.
Губкин
читает Спенсера
,
Дарвина
,
Дрэ
-
пера
,
книги по
геологии и другим
вопросам
естествознания
.
Проработав
учителем
пять
лет
,
И
.
М
.
Губкин
поступил
в
1895
г
.
в Петер
-
бургский
учительский
институт
.
Зачислен
он
был
в
институт
«
своекоштным
»
студентом
,
т
.
е
.
без
стипендии
.
На помощь
со
стороны
нуждающейся
семьи
ему
рассчитывать
не
приходилось
,
а
,
чтобы
прокормить
себя
,
он
по
3-4
часа
в
день