Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  85 / 124 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 85 / 124 Next Page
Page Background

83

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ

О

.

В

.

Пешехонова

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ УЧЕНОГО

(

к

140-

летию

со дня рождения И

.

М

.

Губкина

)

И

.

М

.

Губкин

родился

9

сентября

(

по

ст

.

стилю

) 1871

г

.

в

селе Поздняково

Муромского

уезда

Владимирской

губернии

.

Семья

жила

в

бедности

.

Дед

его

был

волжским

бурлаком

,

а отец

ежегодно

оставлял

на

7-8

месяцев

свое

убогое

крестьянское

хозяйство

и

уходил

на

рыбные

промыслы

в

Каспийское

море

.

Только

по

настоянию

бабушки

,

умной

и

энергичной

женщины

,

державшей

в

своих

руках

«

бразды

правления

»

семьи

,

И

.

М

.

Губкина

отдали

в

1880

г

.

в

сель

-

скую школу

.

Он

был

единственным

из

42

внучат

,

которого

ей

удалось

опреде

-

лить

в школу

,

и

первым

во

всем

роду

,

обучившимся

грамоте

.

В

течение

тридца

-

тилетнего периода он

вел

упорную борьбу

за

знания

,

за право получить их

.

Уже

,

будучи

ученым

с мировым именем

,

Иван Михайлович писал

:

«

Помню

,

как

в

восьмидесятых

годах

прошлого

столетия

я

с

двоюродным

братом

,

другом

детства Алексеем Наумовым

...

мечтали

вслух

о

том

,

как

вот мы

,

ученики

сельской

школы

,

будем

учиться

дальше

:

сначала

в

уездной

школе

,

а

там

,

глядишь

,

и

в школе

,

откуда

выходят

«

образованные

люди

».

Заманчивые

фантазии

!

Утопия

!

Уже

одно

то

,

что мы

с Алексеем попали

в

сельскую школу

,

казалось

нам

неизъяснимым

блаженством

...»

Успешно

сдав

приемные испытания

,

Иван Михайлович

в

1887

г

.

зачисляет

-

ся

воспитанником

учительской

семинарии

в

городе

Киржач

.

С

прекрасными

отметками

по

всем

предметам

,

но

с

характеристикой

«

политически

неблагона

-

дежный

»

оканчивает

он

семинарию

.

Такая

характеристика

для

народного

учи

-

теля

была

равносильна

«

волчьему

билету

».

Лишь

случайно

получает

Иван

Михайлович место

сельского

учителя

.

Обстановка

в

семинарии

и

условия

окружавшей

жизни

пробудили

в

Губ

-

кине

бунтарские

настроения

.

В

дальнейшем

эти

настроения

молодого

учителя

все

усиливались

.

Этому

содействовало

чтение

нелегальной

литературы

,

зна

-

комство

с

новыми

людьми

,

в

частности

с

одним

старым

народовольцем

.

Все

больше

времени

Губкин

уделяет

просветительной

деятельности

среди

кресть

-

ян

.

Это

не

остается

не

замеченным жандармами

. «

Бывали

такие

случаи

,—

пи

-

шет

он

в

своей

автобиографии

,—

в

классной

комнате

я

веду

чтение

,

показы

-

ваю

на

экране

картины

,

а

в моей

квартире при

училище идет

обыск

».

Длинные

зимние

вечера

,

свободные

от

занятий

в школе

,

уходили

на

са

-

мообразование

,

на

пополнение

знаний

.

Губкин

читает Спенсера

,

Дарвина

,

Дрэ

-

пера

,

книги по

геологии и другим

вопросам

естествознания

.

Проработав

учителем

пять

лет

,

И

.

М

.

Губкин

поступил

в

1895

г

.

в Петер

-

бургский

учительский

институт

.

Зачислен

он

был

в

институт

«

своекоштным

»

студентом

,

т

.

е

.

без

стипендии

.

На помощь

со

стороны

нуждающейся

семьи

ему

рассчитывать

не

приходилось

,

а

,

чтобы

прокормить

себя

,

он

по

3-4

часа

в

день