Глава VIII Царствование Бориса Годунова
4
столько
велики
,
что
ничем
почти
не
уступали
разъездам
путивльских
и
рыльских
станичников
.
Белгородские
станицы
доезжали
почти
до
впа
-
дения Донца
в Дон
.
В Белгороде
было
40
станиц
,
во
главе
каждой из них
стояли дети боярские
:
головы и
атаманы
.
Около Курска
важное
значение
имело
особое
укрепление
,
состоявшее
из
большого
рва
и
вала
,
существовавшее
еще
со
времени
царствования
Иоанна
Грозного
.
О
нем
говорится
в
«
Книге
большого
чертежа
»
под
1571
годом
так
: «
В реку ж
в Тускорь под
градом под Курском пала речка
Кур
,
протоку
12
верст
,
а
вверх
на московской
дороге
валки
,
от Курска
12
верст
,
а
за
них
надолобы
,
по
вестям
стоят
здесь
сотники
»
102
.
Укреплен
-
ные
города Курского
края
обыкновенно
окружались
укреплениями
в
ви
-
де
надолобов
.
Надолобы
–
это
обрубки
дерева
,
стоймя
поставленные
за
наружным
краем
рва
в
один
,
два
или
три
ряда
,
они
были
иногда
со
свя
-
зями
и
наметами
,
то
есть
,
соединялись
друг
с
другом
связью
и
засыпа
-
лись
землею
с
хворостом
.
Иногда
леса
защищались
надолобами
,
если
в
лесу были
селения
103
.
2.
Очень
любопытна
по
отношению
к
истории
Дворянства
Курско
-
Белгородского
края
тайная
грамота
Крымского
хана Казы
-
Гирея Царю
Борису
,
в
которой
хан
старается
убедить Царя
в
том
,
чтобы
тот
не
уст
-
раивал
укрепленных
городов
на
окарине
Государства
. «
Теперь
, –
писал
хан
, –
ты
города поставил и
этими
городами
к нашему
государству близ
-
ко подошел
,
а
те места
,
которые по Донцу
–
наших
102
Сотниками назывались
служилые люди
,
посылаемые из
сотен
.
Сотня же была
одна из
боевых
единиц
,
другие
единицы
,
большия по
составу
,
были
:
станица и
полк
.
103
Ласковский
.
Материалы для истории инженернаго искусства
в России
.