Песнь о Роланде

лась через три с половиной века после Ронеевадя и, естественно, описы­ вала обычное сражение своего времени. Весь поход Карла в Испанию описывается в Песне так, как если бы он происходил не в VIII веке, а во время ее сложения, то есть примерно в начале XII века, когда феодальное общество уже вполне определилось, а рыцарствр получило большое значение. Многие особенности Песни, в частности и то, что враги Карла, баски, превратились в сарацинок, объяс­ няются тем, что поэма сложилась в обстановке ожесточенной борьбы е испанскими мусульманами, а отчасти и с мусульманами Востока, III Песнь о Роланде принадлежит к ряду старофранцузских сказаний, которые называются «Королевские деяния» и представляют собой, песни главным образом о подвигах Шарлеманя и его соратников, В них Карл прославляется как мудрый и могучий король, победитель неверных са- рацинов, а рыцари его одушевлены мыслью о защите родины и предан­ ностью своему королю. Франция, «милая», «родная», «святая»,- представлена в Песне о Ро­ ланде как единое целое. Шарлемань, ее великий император, символизи­ рует мощь и разум великой родины, а его племянник Роланд, гибнущий во славу родины милой, — доблесть великих воинов за веру, за милую «большую землю» франков. Поэма сложена в начале XII столетия, то есть именно тогда, когда наметился решительный переход от феодального расчленения Франции к объединению государства. Города, церковь к- мелкое рыцарство под­ держивают королей в их борьбе с феодалами. На торговых площадях городов появляются статуи Роланда; духовенство объявляет героев Роле- севаяьекой сечи святыми; в церквах неподалеку от Ронсеваля пилигри­ мам показывают гробницы «мучеников за веру» Роланда и Оливьера; их фигуры появляются на фронтонах соборов, в цветной мозаике окон сред­ невековых церквей. В то время как крупные феодалы противились поли­ тике объединения государства, мелкое рыцарство создавало «рыцарскую поэзию», идеалом которой является суровый, непоколебимый воитель за справедливость, такой, о котором писал Пушкин в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный...» Полунищие бродячие певцы, жонглеры- скоморохи разносили славу Роланда по всей земле французской, и тот замечательный успех, которым пользовалась поэма, показывает, что народ и как сочинитель и как слушатель «Сказаний о доблестных дея­ ниях» (так назывались французские былины) был на стороне прогрес­ сивной политики королейЧ Был ли у Песни о Роланде, определенный автор и кто он был — ска­ зать очень трудно. В конце нормы в довольно темной фразе упоминается некий Туролъд. Из этих немногих слов трудно понять, хочет ли сказать 1 В связи с этим понятно, почему великий итальянский поэт Данте (1265—1321), описывая в поэме «Божественная Комедия» свое путешествие но загробному миру, вспоминает в Аду звуки Роландова Олифанта, а в Раю встречает паладинов Карла. ф Песнь о Роланде 81

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=