Н.Г. Кононов Промышленность Курской области в 1943-1945 гг.: первые шаги к возрождению 32 Все они, кроме Советского сахарного завода, были построены в дореволюционный период. За советский период было полностью перестроено энергетическое хозяйство сахарных заводов: установлено 44 новых паровых котла давлением от 13 до 22 атмосфер с общей поверхностью нагрева 11200 кв. метров, 4 турбины мощностью 5750 квт. Было экранировано 30 старых паровых котлов. Тяжёлый труд в значительной степени был механизирован. Таким образом, к 1941 г. была полностью осуществлена электрификация всех заводов, большинство заводов было переоборудовано и оснащено новыми видами машин и аппаратов. В результате реконструкции мощность сахарных заводов по сравнению с 1930 г. возросла на 32,5%. До войны заводы располагали железнодорожными путями общей протяжённостью 216 км, в т.ч. дорогами широкой колеи 99 км и узкой – 162 км. Паровозов широкой колеи насчитывалось 12, узкой – 18, мотовозов – 18, вагонов широкой колеи – 47, узкой колеи – 330. Добавим к этому 123 грузовых и 19 легковых автомобилей, 3 парохода и 11 речных барж. Среди ИТР с высшим образованием насчитывалось 115 человек40. К осени 1941 г. все заводы были подготовлены к сезону сахароварения. Однако с подходом немецких полчищ к территории Курской области основное оборудование заводов, кроме Кировского и Ракитянского, было эвакуировано в глубь страны. Было вывезено на восток страны 27 паровых котлов, 28 паровых машин, 3 турбины, почти все имеющиеся генераторы (44), 358 электромоторов, 128 центробежных насосов. Всего вывезено заводского оборудования и материалов в тыл страны 1470 вагонов, а также 1600 вагонов сахара. В силу ряда обстоятельств такие заводы, как «Большевик», Кировский и Ракитянский, не смогли вывезти оборудование. На первых двух заводах оборудование было взорвано41. В период временной немецкой оккупации из 18 сахарных заводов полностью разрушено 8 (по другим данным – 10) заводов. Особенно пострадали Кировский, Куйбышевский и Новотаволжанский заводы, длительное время находившиеся в непосредственной близости от фронта, а «Профинтерн» – полностью сожжён и не подлежал восстановлению42. В годы оккупации сахарные заводы лишились 27 паровых котлов, 37 паровых машин, 3 турбогенератора. Были уничтожены механические мастерские и станочное оборудование. Всего по заводам потеряно 238 разных станков: до войны насчитывалось 329 станков, осталось 91. 40 ГАКО. Ф. Р-4386. Оп. 2. Д. 16. Л. 2-3 41 ГАКО. Ф. Р-4386. Оп. 2. Д. 15. Л. 93; Д. 16. Л. 4. 42 . ГАКО. Ф. Р-4386. Оп. 2. Д. 17. Л. 1.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=