Книга Первая Промышленность Курской области союзного и республиканского подчинения 127 Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны от 22 февраля 1943 г. и в соответствии с постановлением Курского городского комитета обороны от 25 марта 1943 г. завод был преобразован в танкоремонтную базу №6 (в периодической печати иногда назывался заводом №6 или Н-ским заводом) и с 20 марта передан из системы Наркомата земледелия СССР в Наркомат среднего машиностроения СССР. Некоторое время рембазу возглавлял Н.Б. Капилевич. Вскоре директором рембазы стал Соломон Яковлевич Выменец, а Капилевич занял должность главного инженера предприятия. На февраль-апрель 1943 г. предприятие не имело плана работы. И вся работа велась по договорам с военными организациями. За указанный период было произведено продукции на 283761 рубль. С 15 мая 1943 г. рембаза получила производственную программу по ремонту машин для Рабоче-Крестьянской Красной Армии и из месяца в месяц перевыполняла планы на 110%, а в сентябре – на 130%308. О первых днях и месяцах работы завода мы можем судить по воспоминаниям участников тех событий. Впереди была Курская битва, и рабочие завода, чтобы помочь фронту, стали создавать у себя базу для ремонта танков. Это приходилось делать в трудных условиях прифронтового города. Уже 12 февраля соседи привели меня на завод, вспоминал впоследствии один из активных участников восстановления предприятия, тогда ещё пятнадцатилетний мальчишка А. Якшин. Завод был полностью разрушен, от цехов остались одни фундаменты. Разделились на бригады. Первым делом стали искать по городу хоть маломальски пригодные станки. На себе таскали их на завод, приводили их в порядок. Вскоре пошла первая военная продукция – в слесарном отделении начали делать подвески для авиабомб. Вскоре Государственный Комитет Обороны поставил перед заводом особой важности задачу – организовать на предприятии ремонт танков. Оно стало называться «Танкоремонтная база №6». Вскоре на завод стали поступать первые подбитые в боях танки. Для ремонта танков требовалось немало новых деталей, которыми завод не располагал. Их изготовление в короткое время освоили Решетов, Соклаков, Строев, Гусенцев и Гуляев. Искорёженные боевые машины по ж.д. ветке доставлялись на пустырь, где ныне расположено здание цирка. Оттуда тягачами их доставляли на завод. Трудно было с электричеством, металлом, инструментами. Не раз к городу прорывались вражеские бомбардировщики. Но трудностей никто не замечал. 308 Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза… Т. 2. С. 242; ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 3086. Л. 8; Д. 3388. Л. 2-3, 4, 46.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=