Промышленность Курской области в 1943-1945 гг.: первые шаги к возрождению

Н.Г. Кононов Промышленность Курской области в 1943-1945 гг.: первые шаги к возрождению 126 и собирали их. Благодаря усилиям таких рабочих уже 12 февраля 1943 г. завод начал работать. Автомастер В.П. Шматов под открытым небом, на снегу собрал автомашину, которая последовала на фронт. Слесарь Павел Парфёнович Дивулин, кадровый рабочий, имевший непрерывный стаж работы с 1918 г., пришёл на родной завод, несмотря на инвалидность 3-й группы, чтобы своим трудом быстро и доброкачественно установить оборудование. Его же бригада монтажников в течение нескольких дней разыскивала на разрушенных предприятиях города для работы оборудование и перетаскивала его на завод. Вскоре на заводе появились первые станки, горны, необходимые инструменты. Сам же П.П. Дивулин, не считаясь со временем, как старый слесарьремонтник, отремонтировал ряд станков и тем самым оказал помощь фронту. Другой рабочий Д.И. Сидоров со всей энергией и желанием занялся подготовкой к ремонту боевых машин. Он многое сделал для доставки на завод оборудования и введения его в эксплуатацию. Вскоре Сидоров организовал бригаду, в которую вошли Силин, Любицкий, Рощепкин, Балицкий и др. Этой бригадой восстановлено на 70% паровое отопление, отремонтирована крыша одного из цехов, велась усиленная подготовка к установке паровых котлов306. Во второй половине апреля с поля боя на завод был доставлен первый танк, на башне и в корпусе которого зияли пробоины. Пламя, охватившее танк в бою, покрыло корпус окалиной. В ходе обсуждения вопроса, как быстрее отремонтировать машину, рабочие и ИТР внесли немало ценных предложений. Рабочий Фёдоров предложил отливать недостающие детали своими силами. По проекту конструктора Власова и инженера И.А. Алейникова рабочие быстро восстановили вагранку литейного цеха мощностью 2-2,5 т чугуна в час. Под руководством секретаря парторганизации завода Н.М. Меркулова группа инженеров и опытных рабочих разработали технологический режим разборки и сборки танков. Благодаря их усилиям в середине апреля танк был восстановлен307. К маю 1943 г. были восстановлены монтажно-сборочный, механический, кузнечный, электросварочный, столярный цеха, начал работу отдел главного механика. Найдены и восстановлены 30 станков. К этому времени на заводе работали 250 человек, из них производственных рабочих – 125. 306 Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза... Т. 2. С. 258-259; История Великой Отечественной войны Советского Союза 19411945. В 6.т. Т. 3. М. 1961. С. 257. 307 Плотников В.М. Роль тыла в победе на Курской дуге. Харьков: ХГУ, 1969. С. 58-59.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=