Промышленность Курской области в 1943-1945 гг.: первые шаги к возрождению

Книга Первая Промышленность Курской области союзного и республиканского подчинения 125 поряжению СНК СССР за №1542р от 27 января 1944 г. – в Курский ремонтномеханический завод с подчинение его Наркомату земледелия СССР. С января 1959 г. – Курский завод «Сельмашзапчасть». Как видим, за годы Советской власти завод пережил ряд преобразований. Они были продолжены и после её ликвидации в 90-е годы ХХ столетия. В 1921 г. при общей разрухе промышленности заводом было выпущено 53 веялки, 12 плугов, 10 искусственных жерновов, 60 точильных камней, 3600 пудов чугунного и 300 пудов медного литья. В годы индустриализации на заводе стали ремонтировать тракторные и автомобильные моторы. В эти годы на заводе был изготовлен первый на курской земле токарный станок. Завод постепенно расширялся. На его территории выросли новые заводские корпуса для механосборочного и испытательного цехов304. Накануне Великой Отечественной войны Курский ремонтномеханический, или мотороремонтный завод выпускал новые винторезные станки «ТН-20», продолжал производить капитальный ремонт автотракторных моторов, ремонт и изготовление запасных частей к автомобилям. Годовой выпуск валовой продукции составлял 3 млн. рублей. Предприятие имело следующие цеха: монтажно-сборочный, механический, кузнечный, инструментальный, литейный, термический, станко-сборочный, модельный, электросварочный, моечный, бракеровочный и металлизации. Имелись также испытательная станция и различные склады: материальный, готовой продукции, склад моторов, подлежащих ремонту, промежуточные склады и т.п. Мастерские предприятия имели 100 различных станков. На заводе было занято 550 человек, из которых 375 производственных рабочих305. С приближением фашистских оккупантов к городу Курску основное оборудование предприятия было эвакуировано на Урал, в Пермскую область. В период временной немецкой оккупации завод был основательно разрушен. Механический, кузнечный и литейный цеха были взорваны, оставшееся оборудование растащено и приведено в негодность. Как только 8 февраля 1943 г. город Курск был освобождён Красной Армией от фашистских оккупантов, рабочие уже на второй день приступили к восстановлению завода. По инициативе А.И. Власова и Д.П. Долженкова были созданы специальные бригады, собиравшие оборудование и занимавшиеся его доставкой на завод. Завод собирался, как говорится, по винтику и по кирпичику. Рабочие на себе, без всякого транспорта, таскали отдельные части, станки 304 Степанов В. И танки шли в бой//Молодая гвардия, 2003. 5 июня; Комментируют ветераны// Курская правда, 1965. 14 октября. 305 ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 3388. Л. 2-3.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=