Николай Григорьевич Кононов 570 ли ученики начальных классов2073. Возможно, такое сокращение школьников произошло за счет отхода 4–х районов к Орловской области (автор). В 1944/45 учебном году в сельской местности приступили к работе 2308 начальных, 711 семилетних и 82 средних школ, а всего 3101 школа2074. На 1 января 1945 г. в области работало 2341 начальная, 726 семилетних и 111 средних школ – всего 3178, 12 педучилищ, 91 вечерняя школа сельской и рабочей молодежи, в которых обучалось свыше 500 тыс. человек2075. Таким образом, за вычетом 4–х районов, отошедших в 1944 г. к Орловской области, школьная сеть Курской области к окончанию Великой Отечественной войны была почти полностью восстановлена, восстановлен и контингент учащихся. Это был действительно гражданский подвиг Советской власти и населения области на ниве просвещения. На декабрь 1944 г. в Курской области уже насчитывалось 17359 учителей, из них с высшим образованием – 873 человека, незаконченным высшим – 1571, средним педагогическим – 10277, средним общим – 2347 и незаконченным средним – 2231 человек. В школах, как и ранее, не хватало физиков и математиков. Из 109 средних школ области в 31 школе не было преподавателей физики и математики в 8 – 10 классах. Всего же по области недоставало 630 учителей2076. Многие учителя находились на фронтах Отечественной войны. Как видим, к концу войны в школах Курской области работали учителями 2231 человек (ок. 13%), имевших незаконченное среднее, т.е. 5-7 летнее, образование. Естественно, эти учителя сами нуждались в педагогическом образовании. Учитывая такое положение в учительском корпусе, партийные и советские органы Курской области уделяли особое внимание подготовке и переподготовке педагогических кадров. С целью ознакомления с новыми методиками преподавания в школе и повышения квалификации педагогов повсеместно были проведены учительские семинары и краткосрочные курсы. Только в 1944 г. такие курсы закончили 6734 человека. Курским обкомам партии было предписано всем учителям, которые не имели специального образования, получить его заочно. С учетом указанных рекомендаций из 4061 учителей, не имевших специального образования, 2412 поступили на заочное отделение педагогических училищ или пединститута. Важную роль в повышении квалификации педагогических кадров области играл Курский институт усовершенствования учителей, на базе которого было организовано чтение лекций и проведение консультаций2077. Школьный учитель, находясь в крайне тяжелом материальном положении, занимался не только обучением и воспитанием школьников, повышени2073 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3738. Л. 10. 2074 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3740. Л. 56. Примечание: в разных источниках даются несколько иные сведения о наличии школ в области и учащихся в них. Так, в 1944/45 г. в области числилось 3165 школ, учащихся в них по одним данным 408831 человек, по другим – 412500. – См. там же. Л.24. 2075 ГАКО. Ф. Р.–3322. Оп. 22. Д. 111. Л. 27. 2076 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3172. Л. 132. 2077 История образования. С древних времен до наших дней. Под ред. Кононова Н.Г. КИСО (филиал) РГСУ. Курский край: Т. XVII.Курск: ООО «Учитель», 2010. С. 97.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=