Николай Григорьевич Кононов 169 пределения земля составляла т.н. запасной фонд. При наличии на двор 4,5 га земли запасной фонд составлял не менее 12%, а если же на двор приходилось более 7 га, то запасной фонд составлял от 12 до 30%. Запасной участок в зависимости от его размера мог быть отдан в аренду отдельным, особо подходящим крестьянам, или передан для товарищеской обработки. Из запасного фонда наделялись землей и вновь прибывшие старожилы села. Всякое самовольное разделение земли категорически запрещалось под угрозой лишения права на наделение землей. При разделении земли в общинном хозяйстве на полосы каждый крестьянин, имевший право на надел, получал в каждом участке севооборота свою часть для постоянной обработки и пользования. Для соблюдения равномерного распределение земли, следовало, по–возможности, учитывать ее плодородность и отдаленность земельного участка от усадьбы552. В одной из инструкций, направленной начальникам райсельхозуправлений, главным агрономам районов за подписью главного агронома областного сельскохозяйственного управления г.А. Давыдова, заведующего землеустройством г.В. Степанова и и.о. завотделом полеводства и растениеводства А.З. Сахарова, предполагалось в 1942 г. перевести на индивидуальное землепользование 10–20% земельных обществ553. До начала распределения земли сельским старостам предлагалось провести выбор уполномоченных по земельным обществам, которые являлись юридическими лицами общества, и составить подворные списки по каждому члену общества. Руководство работой по наделению землей в единоличное землепользование возлагалось на комиссию в составе: председателя – главного агронома районного сельхозуправления и районного землемера. Комиссии совместно с уполномоченными земельного общества рекомендовалось провести следующую работу: а) утвердить состав уполномоченных от земельного общества; б) рассмотреть и утвердить подворные списки как имеющих право на получение земли, так и исключенных с указанием причин исключения; в) установить размер резервного земельного фонда; г) определить подворную норму наделения землей; д) определить дворы, для которых изменялась подворная норма наделения землей; е) выяснить состояние существующего севооборота; ж) установить технику (вероятно, правила – Н.К.) распределения земель в единоличное пользование; з) окончательно утвердить проекты по распределению земель. Предписывалось районному отделу по землеустройству немедленно приступить к сбору в земельных обществах и в архивах планового и технического материала. 552 ГАКО. Ф. Р – 3483. Оп. 1. Д. 1. Л. 25 – 26. 553 ГАКО. Ф. Р – 3483. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=