Кононов Н.Г. Курская деревня в годы великих испытаний 1941-1945

Николай Григорьевич Кононов 156 учебном процессе советские учебники и школьные программы. Многие учебники уничтожались. Это касалось в первую очередь книг по истории и литературе. Из учебников, которыми разрешалось пользоваться, предписывалось изъять материалы «большевистского» содержания. Это приводило к тому, что от учебников оставалось несколько страниц, пригодных для преподавания ученикам. В книгах и учебниках затушевывались портреты руководителей Коммунистической партии и Советского правительства, многие имена и даты. В основном же в оккупированных районах школы работали по учебным планам Министерства просвещения царской России времен 1905 г. Итогом такой образовательной политики стало изъятие почти всей советской учебной литературы, пособий, программ, альбомов, карт и т.п. Тех, кто пытался эти пособия сохранить, жестоко преследовали. При обнаружении хотя бы одного экземпляра запрещенной литературы учителя и учащиеся подлежали строгому наказанию, а школы закрывались. Запрещая использование советской учебной литературы, оккупанты в Тоже время не сумели обеспечить школы и учителей необходимыми, на их взгляд, пособиями. Функционировавшие в годы оккупации школы на территории Курской области были превращены в школы колонизаторского типа как по целям и содержанию, так и по методам обучения и воспитания. С особым ожесточением преследовались проявления инакомыслия среди учителей и учеников, не останавливаясь при этом и перед их физическим уничтожением. К тому же почти все школы, работавшие в области накануне войны, были уничтожены фашистами По всей области реально сохранились только 103 школы. Но и оставшиеся школы не всегда использовались по назначению. В них фашисты разместили казармы для солдат, госпитали, военные штабы, тыловые учреждения, полицейские участки и даже конюшни. Поэтому те школы, в которых было разрешено детям продолжать учебу, нередко размещались в личных домах крестьян. Не всегда занятия в школах начинались вовремя, их переносили по различным причинам (участие в сельхозработах, отсутствие ремонта, отопления и т.п.) на более поздние сроки. Значительная часть детей не посещала школу из–за материальных трудностей, из–за ее отдаленного расположения. Уроки обычно ограничивались 25–30 минутами. Многие школы не работали вовсе. Все это привело к снижению грамотности учащихся, к падению дисциплины и отсеву школьников508. Так, в соответствии с приказом старосты Золотухинского района от 24.02.1942 г. в виду плохой посещаемости школы и отсутствия учебников, отвечающих потребности «настоящего времени», была закрыта школа в Дерловском населенном пункте509. В Фатежском, Троснянском, Михайловском районах 20 июня 1942 г. было введено денежное обложение каждого ученика в размере 10 рублей. Кроме того, 508 История образования. С древних времен до наших дней. Ответственный редактор тома – Кононов Н. Г. (Курский край: научно – популярная серия: в 20 томах; Т XVII.Курск: ООО «Учитель», 2010. С. 87–90. 509 ГАКО. Ф. Р – 3483. Оп. 1. Д. 50. Л. 44.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=