Лифинский В. М. Музыкальные вечера в ДАХАУ
21 7 производству авиационных двигателей для самолетов «юн- керс» и «мессершмитт». В 1944 г оду производство в Аллахе достигло 2000 двигателей ежемесячно. Завод БМВ Мюнхен- Аллах обладал изолированными друг от друга уникальными цехами и большими складами, окруженными елями, имел развитую транспортную сеть. Общее количество работающих на заводе, включая заключенных, превышало 50 000 чело- век. Около 75 заводов-смежников со всей Германии постав- ляли фирме БМВ комплектующие детали на сортировочный вокзал Мюнхен-Лайм, который союзники почему-то не бом- били. В одном из секретных цехов на южной стороне завода изготавливались детали для ракет V1 и V2 (Фау-1 и Фау-2). Возглавлял разработку жидкостных одноступенчатых ракет Гельмут фон Зборовский, сотрудничавший с Вернером фон Брауном, создателем первых баллистических ракет и отцом будущей американской космонавтики. Секретный цех 12 -го сентября 1944 г ода подвергся интенсивной бомбардировке, после чего все сохранившиеся мощности были полностью пе - ренесены в подземные цеха. Гельмут фон Зборовский (1905–1969) — австрийский авиаконструктор, разработчик жидкостных ракетных дви- гателей и противотанковых ракет, его отец , полковник ав - стро-венгерской армии Зборовский, был командиром первого австрийского дирижабля. В 1934 г оду Гельмут Зборовский стал работать на фирме БМВ, вступил в нацистскую пар - тию, получил звание унтерштурмфюрера СС и был награж - ден крестом «За военные заслуги» I степени. В 1938 г оду он начал заниматься жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), работающими на двухкомпонентном самовоспламе - няющемся топливе. Под его руководством было разработа - но несколько двигателей для ракет и самолетов. Он являл - ся одним из руководителей завода БМВ в Аллах-Унтермен - цинге (район на окраине Мюнхена), на котором разрабаты - вались и выпускались авиационные двигатели. В 1943 г оду реактивный самолет фирмы БМВ совершил свой первый полет. В следующем году один из первых в ми - ре реактивных двигателей запустили в производство, в кото - ром было задействовано около 20 000 рабочих (включая 3000 военнопленных и 5000 заключенных концлагеря Дахау). Зборовский был ответственен за проект «Мессершмитт – АГ», на котором стоял р е акт ив ный двигатель для истребителя «Мессершмитт Ме-163» («Комета»). В 1944 г оду он возгла - вил группу, занимающуюся разработкой новых ракет, так
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=