Лифинский В. М. Музыкальные вечера в ДАХАУ
19 3 лагерных условиях был подобен подвигу. Всякий раз со- листам бурно аплодировали тысячи людей, не только за- полнивших помещение бани, но и толпившихся перед вхо- дом в нее. То были самые благодарные и самые искренние аплодисменты, какими когда-либо могли быть награждены музыканты». Струнный оркестр из представителей музыкального кол - лектива «Христианской программы голландског о радио» и чешские музыканты по воскресеньям на духовых инстру - ментах исполняли для заключенных отрывки из «Венгер - ской рапсодии» Листа, оперы Джоаккино Россини «Сорока- воровка, или Опасность судить по наружности», увертюры Франца фон Зуппе «Поэт и крестьянин», оперетты «Орфей в аду» французского композитора Жака Оффенбаха. Где еще, скажите, пожалуйста, так «полно и привольно» можно насладиться великой классической музыкой, как не в «ис - тинном храме искусств» концлагере Дахау?! Однако «концертную» жизнь скрипачей и пианистов в Дахау трудно назвать безоблачной. Нерин Е. Ган (Nerin E. Gun), бывший заключённый Дахау, в своей книге «День американцев» утверждает, что музыканты лагерного оркес - тра были расстреляны охраной СС незадолго до освобож - дения лагеря. В. И. Бондарец, один из участников БСВ (11-й сверху в списке узников Дахау — см. 6-ю стр. иллюстраций) , пишет: «В течение нескольких минут баня лагеря заполнялась до отказа. С потолка и сотен душевых рожков время от време - ни срывались крупные капли воды. Час-полтора до начала концерта ожидали терпеливо. Добровольцы из «пу б лики» складывали разборную эстраду. Затем появлялись музы - канты, рассаживались, настраивали инструменты. Слушате - ли в набитом до отказа «зале» обменивались короткими реп - ликами, говорили: «Жаль скрипача. Беднягу повесили на прошлой неделе. Как будет играть новичок?» Состав ор - кестра менялся, как и состав слушателей, и каждый думал: «Может, этот концерт последний?» Фашисты умели объединить в себе самую дикую жесто - кость с цини чны ми ухмылками гуманности. И порою эти ухмылки обращались в гримасы самого утонченного изде - вательства: ведь могли же они под звуки оркестра Львов - ской оперы, играющего в лагере специально написанное «Танго смерти», расстреливать сотни людей, а потом уни - чтожить и музыкантов!
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=