Лифинский В. М. Музыкальные вечера в ДАХАУ

19 2 всегда заставляли петь во время военных строевых под го- товок» (Karl R ö der . Vienna–Cologne–Graz, 1985. S.113). Могла ли комендатура такого «дивного» места, как конц- лагерь Дахау, обойтись без этих песен и ли «музыкальных вечеров» для заключенных, на которых они с упоением слушали чарующие звуки волшебных «Сказок венского леса» или «Голубого Дуная» Иоганна Штрауса? Нет конечно! Ведь, согласитесь, крайне негуманно расстрелять и сжечь человека в крематории, не дав ему перед смертью послу - шать бессмертные (простите за каламбур) произведения Штрауса или Шуберта. Поэтому «меценаты» из СС, извест - ные лагерному населению своей «благотворительностью» и «заботой» о ближнем, всеми силами способствовали проведе - нию «музыкальных вечеров» в Дахау. По их замыслу у оча - рованных музыкой заключенных перед отправкой в крема - торий должны были остаться только самые светлые воспоми - нания о «прекрасно» проведенном в концл а гере времени. Действительно, не мог же комендант Дахау позволить уйти человеку на тот свет с камнем на сердце и обидой на эсэсовское «гостеприимство»? ! Поэтому для симфоническо- го оркестра в лагере выделили самое замечательное строе- ние — баню. Знатоки из немецких антифашистов утверж- дали, что акустика в лагерной бане была не хуже, чем в Кельнском соборе. «Дирижеры» из СС «заботливо» стара - лись как-то разнообразить досуг заключенных, поэтому в бане, помимо симфоний, исполнялась церковная музыка, пел хор, выступало кабаре. Но самое удивительное заклю - чалось в том, что комендатура распорядилась давать эти вос- хитительные концерты совершенно бесплатно! Разве это не явное свидетельство бескорыстной «заботы» , трогательного «внимания» и бесконечной «доброт ы » лагерфюрера Дахау? Рудольф Кальмар в своих мемуарах «Время без милосер - дия» пишет: «Лагерная музыка традиционно присутствова - ла в «культурной» жизни концлагеря Дахау. Она являлась элементом той бутафории, которую показывали различным комиссиям, инспекциям и делегациям. Узники с благодар - ностью вос принимали эти маленькие радости в своих бес - просветных буднях, а эсэсовцы, заносчиво позируя в пер - вом ряду, сияли от собственного высокомерия. И если ис - полнителям удавалось с помощью чудесной музыки хоть на несколько часов погрузить заживо погребенных за колючей проволокой в ничем не отягощенное забвение, то этот да - же самый скромный артистический труд в тех невероятных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=