Лифинский В. М. Музыкальные вечера в ДАХАУ

11 няло постановление «Об образовании Фонда взаимопонимания и Совет Министров — Правительство РФ 4 ноября 1993 г ода при- // Вестник славянских культур. – № 1, март 2013 ). и всех поколений (Рулинский В. В. «Спор историков» в Германии ключению, что понятие ответственности актуально для всей нации живших в то время людей. Таким образом, историки пришли к за - нации за все преступления нацизма, которая лежит на потомках вершенное преступление и коллективной ответственности немецкой ФРГ была разрешена в пользу личной вины каждого немца за со - дом немце. Проблема «вины нации» в результате спора историков лежит не только на Гитлере и лидерах Третьего рейха, но и на каж - ют преступления нацизма беспрецедентными, поэтому вина за них мас, К. Ясперс, Т. Адорно, Х. Аренд, Ю. Кокка, Х. Моммзен счита - так и командная ответственность. Немецкие историки Ю. Хабер - родным правом за военные преступления установлена как личная, ственность перед всеми людьми за всех людей и за все». Междуна - Ф. М. Достоевский считал, что «каждый человек несет ответ- дать, простить и предать забвению преступления нацизма. Примеров в истории достаточно, как и навязчивых попыток оправ- правды»),— заблуждение, ведущее к незаслуженному почитанию. целого народа («народ никогда не ошибается», «народ — носитель во всемогущество человеческого разума и «сверхчеловека» или культ Любой культ, будь то культ всепрощающего гуманизма, культ веры род — это всего лишь «человеческая пыль», «атомы человечества»? превысила бы милосердие победителя? Всегда ли народ прав или на- боль? Все ли прощается или есть такая вина побежденного , которая Лечит ли время послевоенные раны или только притупляет убивать их» (International Military Tribunal, vol. 6, p. 203–230). людей в качестве рабов и, когда они больше не в состоянии работать, тически проявлялась беспощадная воля к тому, чтобы использовать были в других лагерях, рассказывают то же самое, всюду система- Так было всюду, в Освенциме и в Равенсбрюке. А те, которые в топки кремационных печей... что накануне газа не хватало и поэтому еще живых детей бросали утро мы узнали от людей, которые работали при газовой камере, Однажды ночью нас разбудил страшный крик, и на следующее ли это, так эта жизнь по своему ужасу казалась нам нереальной... Иногда наступали такие моменты, когда мы сомневались, не кошмар своей стране, о своих детях, которых никогда больше не увидишь. рищи, и не иметь возможности что-либо сделать. Ужасно думать о голода, от жажды, быть больным, видеть, как умирают вокруг това- но на это ответить, так как все было ужасным: ужасно умирать от вания. Когда спрашивают, что являлось самым ужасным, невозмож- невозможно дать почувствовать эту убийственную рутину существо- так как можно только привести примеры зверского обращения, но о концентрационных лагерях, когда лично сам в них не побываешь, ском процессе 28 января 1946 г.: «Трудно дать точное представление цузской узницы концлагерей Освенцим и Равенсбрюк, на Нюрнберг- Из стенограммы допроса свидетеля М. К. Вайяк-Кутюрье, фран-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=