4 Посему при определении поэзии во главу угла ставим… предмет как таковой. То, о чём идёт речь, ЧТО лежит в основе, ядро, вокруг которого всё остальное. Если его нет, или оно мимолетно, поверхностно – тогда и ценность произведения такая же, пускай хоть сделано оно на самом высоком уровне мастерства… Но это только основа – наличие достойного предмета ещё не делает текст поэзией, а только лишь определяет изначальную ценность. Если там действительно что-то большое, тогда и предмет поэзии наличествует. Но для того чтобы оно стало поэзией – должна ещё заиграть музыка слов, произойти контакт слов – когда смысл начинает уходить в перспективу. Потому как поэзия не на поверхности, а в глубине. Вспомним набоковское: важно не ЧТО, а КАК. Но это, конечно, форменное недомыслие. Ибо без ЧТО никакое КАК не спасёт. Если же всё правильно домыслить, то данная формулировка обретёт естественное своё состояние: в искусстве вообще, и в поэзии в частности важно и одно, и другое – и ЧТО, и КАК. Предмет – это раз. Поэтическая ткань, сопряженье слов, звукопись, музыка стиха, посредством чего открываются невидимые ранее пространства – это два. И где за первым открывается второй, за вторым третий, четвертый, десятый смыслы – второе, третье и седьмое небо, – иначе говоря, перспектива уходит в бесконечность – там и обитает поэзия. Те же, кто видит только верхний смысл – просто не имеют о поэзии никакого представления. Там нет души! – сталкиваясь с непоняткой, говорят они. Но душа там есть, вот только находится она далеко-далеко за облаками, в недоступном для них измерении. А им нужна душа нараспашку – порвать на груди рубаху и навзрыд еще раз пропеть о родных березках. Пишу о том, что вижу, что на поверхности. Забывая при этом, что поэзия как таковая определяется наличием того, что не видят другие – новых смыслов, новых горизонтов, нового синтеза. Другое дело, что далеко не каждому могут открыться новые горизонты – всё зависит от объёма сознания, от стадии развития. Итого, подбивая вышесказанное, отметим 4 стадии восприятия поэзии: 1. Восприятие того, кто исходит из своей самости, а далее не может и не хочет видеть.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=