Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  296 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 296 / 734 Next Page
Page Background

583

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКАГО.

584

Между русскими есть много галломановъ,

англомановъ, германомановъ и разныхъ дру-

гихъ «мановъ». Посмотришь на нихъ: точно

такъ, съ которой стороны ни зайди—англи-

чанинъ, французъ, н'Ьмецъ, да и только.

Если англоманъ, да еще богатый, то и ло­

шади у него англизированныя, и жокеи, и

грумы, словно сейчасъ изъ Лондона приве­

зенные, и паркъ въ анкпйскомъ вкусе, и

портеръ онъ пьетъ исправно, любить рост-

бифъ и пуддингъ, на комфорте помйшанъ,

и даже боксируетъ не хуже любого анипй-

скаго кучера. Если галломанъ—одйтъ какъ

модная картинка, по-французски говоритъ не

хуже парижанина, на все смотритъ съ рав-

нодушнымъ презр'Ьтемъ, при случай почи-

таетъ долгомъ быть и любезнымъ, и остро-

умнымъ. Если германоманъ—больше всего

любитъ искусство, какъ искусство, науку—

какъ науку, романтизируетъ, презираетъ тол­

пу, не хочетъ внйшняго счастья и выше

всего ставитъ созерцательное блаженство

своего внутренняго мфа... Но пошлите всйхъ

этихъ господъ пожить—англомановъ въ Ан-

глш, галломановъ—во Францш, германома­

новъ—въ Германно, да и посмотрите, такъ

ли охотно, какъ вы, поспйшатъ англичане,

французы и немцы признать своими сооте­

чественниками нашихъ англомановъ, галло­

мановъ и германомановъ... Нйтъ, не попа-

дутъ они въ соотечественники этимъ наро-

дамъ, а только разве прослывутъ между ни­

ми притчей во языцйхъ, сделаются предме-

томъ всеобщаго оскорбительнаго вниманш

и удивлешя. Уто потому, повторяемъ, что

усвоить чуждую форму совсймъ не то, что

отрешиться отъ собственной сущности. Рус-

сшй за границей легко можетъ быть принять

за уроженца страны, въ которой онъ вре­

менно живетъ, потому что на улице, въ трак­

тире, на балу, въ дилижансе о человеке за-

ключаютъ по его виду; но въ отношеншхъ

гражданскихъ, семейныхъ, но въ положеншхъ

жизни исключительяыхъ—другое дйло: тутъ

поневоле обнаружится всякая нащональность,

и каждый поневоле явится еыномъ своей и

пасынкомъ чужой земли. Съ этой точки зрй-

нш русскому гораздо легче прослыть за ан­

гличанина въ Россш, нежели въ Англш. Но

въ отношенш къ отдельнымъ личностямъ еще

могутъ быть странный исключенш; въ отно-

шенш же къ народамъ—никогда. Доказатель-

ствомъ могутъ служить тй славян екш пле­

мена, которыхъ историческш судьбы были

тесно связаны съ судьбами западной Евро­

пы: Чехш отовсюду окружена тевтонскимъ

племенемъ; властителями ея въ течете цйлыхъ

етолйтай были немцы; развилась она вместе

еъ ними, на почве католицизма, и упредила

ихъ и словомъ, и дйломъ религюзнаго обно­

вления—и что же?—чехи до сихъ поръ сла­

вяне, до сихъ поръ—не только не герман­

цы, но и не совсемъ европейцы...

Все сказанное нами было необходимымъ

отступлешемъ для опроверженш неоснова-

тельнаго мненш, будто-бы, въ деле литера­

туры, чисто русскую народность должно ис­

кать только въ сочиненшхъ, которыхъ со­

держант заимствовано изъ жизни низшихъ

и необразованныхъ классовъ. Вследствт

этого страннаго мнЬшя, оглашающаго «не

русскимъ» все, что есть въ Росши лучшаго

и образованнейший», — вследствт этого ла-

потно-сермяжнаго мненш какой-нибудь гру­

бый фарсъ съ мужиками и бабами есть на-

щонально-русское произведете, ' а «Горе-

отъ Ума» есть тоже русское, но только уже

не нащональное произведете; какой-нибудь

площадной романъ, въ роде «Разгулья купе-

ческихъ сыяковъ въ Марьиной роще», есть

хотя и плохое, однако темъ не менее нащо-

нально-русское произведете, а «Герой на­

шего времени», хотя и превосходное, однако

темъ не менее русское, но не нащональное

произведете... Йетъ, и тысячу разъ нетъ!

Пора, наконецъ, вооружаться противъ этого

мненш всей силой здраваго смысла, всей

энергий неумолимой логики! Мы далеки уже

отъ того блаженнаго времени, когда псевдо­

классическое направлеше нашей литературы

допускало въ изящныя созданш только лю­

дей высшаго круга и образованныхъ сосло-

вш и если иногда позволяло выводить въ

поэме, драме или эклоге простолюдиновъ, то

не иначе, какъ умытыхъ, причесанныхъ, раз-

одйтыхъ и говорящихъ не своимъ языкомъ.

Да, мы далеки отъ этого псевдо-нлассическаго

времени; но пора уже отдалиться намъ и отъ

этого псевдо-романтическаго направлении

которое, обрадовавшись слову «народность»

и праву представлять въ поэмахъ и драмахъ

не только честныхъ людей низгааго званш,

но даже воровъ и плутовъ, вообразило, что

истинная нащональность скрывается только

подъ зипуномъ, въ курной избе, и что раз­

битый на кулачномъ бою носъ пьянаго ла­

кея есть истинно шекспировская черта, —

а главное, что между людьми образованными

нельзя искать и признаковъ чего-нибудь

по

­

хожего

на народность. Пора, наконецъ, до­

гадаться, что, нанротивъ, русский поэтъ мо­

жетъ себя показать истинно-нащональнымъ

поэтомъ, только изображая въ своихъ про-

изведетяхъ жизнь образованныхъ сословгй:

ибо, чтобъ найти нащональные элементы въ

жизни, наполовину прикрывшейся прежде

чуждыми ей формами,—для этого поэту нуж­

но и иметь большой талантъ, и быть нато-

нальнымъ въ душе. «Истинная нащональность

(говоритъ Гоголь) состоитъ не въ описанга

сарафана, но въ самомъ духй народа; поэтъ

можетъ быть даже и тогда нацюналенъ, ко-