555
СОЧИНЕНЫ В. Г. ВЬЛИНСКДГО.
556
лов'Ьчеотва,—тЬмъ ближе поэма должна под
ходить къ идеалу эпоса. Такъ (смотрели на
эпическую поэму все образованные люди со
временъ,.упадкаЧдревне-греческой нащональ-
ности и возникновенш алексавдщйской шко
лы почти до начала XIX стодЪтш, следова
тельно, более двухъ тысячъ лета. А отчего
произошло такое поняты объ эпосе?—отъ
того, что у грековъ была «Илиада» и «Одис
сея»,—больше не отъ чего. Причина доволь
но забавная, но темъ не менее понятная, ибо
таково всегда влшше народа, имеющаго все-
м1рно-историческое значены, на все другы
народы: они подражаютъ ему рабски во всемъ,
начиная отъ искусства до покроя платья. У
грековъ была «Илтда», которая некоторымъ
образомъ служила пмъ книгой откровенш,
изъ которой вытекала вся ихъ позднейшая
поэзш и которую читали не одни ученые, но
зналъ наизусть каждый эллинъ, понимавний
сколько-нибудь достоинство и счастье быть
эллиномъ. Стало быть, почему же не иметь
такой поэмы, напримеръ, и римлянамъ? Но
какъ же бы это сделать, если такой поэмы
у римлянъ не явилось въ полуисторическую
эпоху ихъ политическаго существованш?—
Очень просто: если ея не создалъ духъ и
г е тй народа,—ее долженъ создать какой-
нибудь записной поэтъ. Для этого ему сто-
итъ только подражать «Илгаде». Въ ней вос
пето важнейшее событы изъ традищонной
исторш грековъ — взяты Трои: стало-быть,
надо порыться въ летописяхъ своего отече
ства, чтобы поискать такого же. Да вотъ чего
же лучше—основаны Латинскаго государства
въ Италии черезъ мнимое прнтествы Энея
въ Италио. Въ подробностяхъ тоже остается
только копировать «Нюаду» и «Одиссею» съ
небольшими переменами, какъ, напримеръ
Гомеръ начинаетъ свою поэму: «Муза, вос
пой» и пр., а вы начните просто, отъ себя:
«пою-де такого-то мужа», и пр. Если же могла
быть у римлянъ эпопея, такимъ легкимъ об
разомъ с о ч и н е н н а я , то почему же бы не
могла она быть и у всехъ новейшихъ наро-
довъ? И вотъ у итальяндевъ явился «Осво
божденный 1ерусалимъ», у англичанъ— «По
терянный Рай», у испанцевъ—«Араунана»,
у португальдевъ —„Ьтщ тйей“ («Лузнтане»?),
у франнузовЪ'— «Генршда», у немдевъ-—
«Месыада», у насъ, русскихъ, недокончен
ная «Петршда», да еще (если упомянуть
ради смеха) пресловутый, стопудовыя «Рос-
шада» и «Владим1ръ». Происхождеше всехъ
этихъ поэмъ такъ же незаконно, какъ и
образца ихъ «Энеиды». Она явилась вслед-
ствы «Илшды»; но ведь «Илиада» была столь
ко же непосредственнымъ создан:емъ целаго
народа, сколько и преднамереннымъ, созна-
тельнымъ произведетемъ Гомера. Ми счи-
таемъ. за решительно несправедливое мнете,
будто бы «Илтада» есть не что иное, какъ
сводъ народныхъ рапсодовъ: этому слишкомъ
резко противоречить ея строгое единство й
художественная выдержанность. Но въ то
же время нельзя сомневаться, чтобы Гомеръ
не воспользовался более или менее готовы
ми материалами, чтобы воздвигнуть изъ нихъ
вековечный памятникъ эллинской жизни и
эллинскому искусству. Его художественный
remfi былъ плавильной печью, черезъ кото
рую грубая руда народвыхъ предашй и поэ-
тическихъ иЬсенъ и отрывковъ вышла чи-
стымъ золотомъ. Гомеръ написалъ обе свои
поэмы черезъ 200 детъ после совершены
воспетыхъ въ нихъ событай, а событш эти
совершались почти за 1200 детъ до Г. X.,
следовательно, во времена миоическш, да и
самъ Гомеръ жилъ въ эпоху до-историческую,
отсюда и происходить девственная наив
ность его поэмъ, вследствш которой н доселе
описанный имъ мщъ, несмотря на его чу
десность, носить на себе печать действитель
ности. При томъ же «Одиссея» после «Или
ады» ясно доказываете невозможность въ
одномъ произведены исчерпать всю жизнь
народа, и потому сторона героизма и доблести
выражена въ «Илтде», а гражданская муд
рость—въ «Одиссее». «Энеида» написана, на-
противъ, во времена перезрелости и паденш
народа; она есть произведете одного чело
века, безъ всякаго учасыя народа, и почта
безъ помощи поэтическихъ предашй. Какая
же это эпопея въ роде «Илтды» и что у ней
общаго съ «Ипадой»? Это просто—старче
ское произведете, которое силилось пока
заться младенческимъ. И при томъ паеосъ
римской жизни былъ совсемъ другой, чемъ
паеосъ греческой; следовательно, Эней -- лож-
но-римсюй герой. Настояпцй герой рим-
стпй это—даже не Юл1й Цезарь, а разве
братья Гракхи; настояний же эпосъ римсшй
—этс' кодексъ Юсчитана, окаэавшаго рим
лянамъ услугу въроде той, которую Пизи-
стратъ оказали грекамъ, собравъ во-едино
отрывки Гомеровыхъ поэмъ. Несмотря на
то, что герой «Энеиды» носите названы
благочеетиваго (pins), а ея творецъ—дев
ственного (V irg illm s), эта поэма явилась
во времена упадка нравственности, во време
на всеобщего нацшнальнаго разврата, когда
древняя правда и доблесть римская погибли
навсегда, когда литература жила не геншмъ
народнымъ, а покровительствомъ Мецената,
когда Горащй въ прекрасныхъ стихахъ вос-
певалъ эгонзмъ, малодупне. низость чувствъ.
И хотя никакъ нельзя отрицать многихъ
важвыхъ достоинствъ въ «Энеиде», напи
санной прекрасными стихами и заключаю
щей въ себе многш драгоценный черты из-
дыхавшаго древняго
Mipa,—
тЬмъ не менее
эти достоинства относятся просто къ памят-