Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  282 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 282 / 734 Next Page
Page Background

555

СОЧИНЕНЫ В. Г. ВЬЛИНСКДГО.

556

лов'Ьчеотва,—тЬмъ ближе поэма должна под­

ходить къ идеалу эпоса. Такъ (смотрели на

эпическую поэму все образованные люди со

временъ,.упадкаЧдревне-греческой нащональ-

ности и возникновенш алексавдщйской шко­

лы почти до начала XIX стодЪтш, следова­

тельно, более двухъ тысячъ лета. А отчего

произошло такое поняты объ эпосе?—отъ

того, что у грековъ была «Илиада» и «Одис­

сея»,—больше не отъ чего. Причина доволь­

но забавная, но темъ не менее понятная, ибо

таково всегда влшше народа, имеющаго все-

м1рно-историческое значены, на все другы

народы: они подражаютъ ему рабски во всемъ,

начиная отъ искусства до покроя платья. У

грековъ была «Илтда», которая некоторымъ

образомъ служила пмъ книгой откровенш,

изъ которой вытекала вся ихъ позднейшая

поэзш и которую читали не одни ученые, но

зналъ наизусть каждый эллинъ, понимавний

сколько-нибудь достоинство и счастье быть

эллиномъ. Стало быть, почему же не иметь

такой поэмы, напримеръ, и римлянамъ? Но

какъ же бы это сделать, если такой поэмы

у римлянъ не явилось въ полуисторическую

эпоху ихъ политическаго существованш?—

Очень просто: если ея не создалъ духъ и

г е тй народа,—ее долженъ создать какой-

нибудь записной поэтъ. Для этого ему сто-

итъ только подражать «Илгаде». Въ ней вос­

пето важнейшее событы изъ традищонной

исторш грековъ — взяты Трои: стало-быть,

надо порыться въ летописяхъ своего отече­

ства, чтобы поискать такого же. Да вотъ чего

же лучше—основаны Латинскаго государства

въ Италии черезъ мнимое прнтествы Энея

въ Италио. Въ подробностяхъ тоже остается

только копировать «Нюаду» и «Одиссею» съ

небольшими переменами, какъ, напримеръ

Гомеръ начинаетъ свою поэму: «Муза, вос­

пой» и пр., а вы начните просто, отъ себя:

«пою-де такого-то мужа», и пр. Если же могла

быть у римлянъ эпопея, такимъ легкимъ об­

разомъ с о ч и н е н н а я , то почему же бы не

могла она быть и у всехъ новейшихъ наро-

довъ? И вотъ у итальяндевъ явился «Осво­

божденный 1ерусалимъ», у англичанъ— «По­

терянный Рай», у испанцевъ—«Араунана»,

у португальдевъ —„Ьтщ тйей“ («Лузнтане»?),

у франнузовЪ'— «Генршда», у немдевъ-—

«Месыада», у насъ, русскихъ, недокончен­

ная «Петршда», да еще (если упомянуть

ради смеха) пресловутый, стопудовыя «Рос-

шада» и «Владим1ръ». Происхождеше всехъ

этихъ поэмъ такъ же незаконно, какъ и

образца ихъ «Энеиды». Она явилась вслед-

ствы «Илшды»; но ведь «Илиада» была столь­

ко же непосредственнымъ создан:емъ целаго

народа, сколько и преднамереннымъ, созна-

тельнымъ произведетемъ Гомера. Ми счи-

таемъ. за решительно несправедливое мнете,

будто бы «Илтада» есть не что иное, какъ

сводъ народныхъ рапсодовъ: этому слишкомъ

резко противоречить ея строгое единство й

художественная выдержанность. Но въ то

же время нельзя сомневаться, чтобы Гомеръ

не воспользовался более или менее готовы­

ми материалами, чтобы воздвигнуть изъ нихъ

вековечный памятникъ эллинской жизни и

эллинскому искусству. Его художественный

remfi былъ плавильной печью, черезъ кото­

рую грубая руда народвыхъ предашй и поэ-

тическихъ иЬсенъ и отрывковъ вышла чи-

стымъ золотомъ. Гомеръ написалъ обе свои

поэмы черезъ 200 детъ после совершены

воспетыхъ въ нихъ событай, а событш эти

совершались почти за 1200 детъ до Г. X.,

следовательно, во времена миоическш, да и

самъ Гомеръ жилъ въ эпоху до-историческую,

отсюда и происходить девственная наив­

ность его поэмъ, вследствш которой н доселе

описанный имъ мщъ, несмотря на его чу­

десность, носить на себе печать действитель­

ности. При томъ же «Одиссея» после «Или­

ады» ясно доказываете невозможность въ

одномъ произведены исчерпать всю жизнь

народа, и потому сторона героизма и доблести

выражена въ «Илтде», а гражданская муд­

рость—въ «Одиссее». «Энеида» написана, на-

противъ, во времена перезрелости и паденш

народа; она есть произведете одного чело­

века, безъ всякаго учасыя народа, и почта

безъ помощи поэтическихъ предашй. Какая

же это эпопея въ роде «Илтды» и что у ней

общаго съ «Ипадой»? Это просто—старче­

ское произведете, которое силилось пока­

заться младенческимъ. И при томъ паеосъ

римской жизни былъ совсемъ другой, чемъ

паеосъ греческой; следовательно, Эней -- лож-

но-римсюй герой. Настояпцй герой рим-

стпй это—даже не Юл1й Цезарь, а разве

братья Гракхи; настояний же эпосъ римсшй

—этс' кодексъ Юсчитана, окаэавшаго рим­

лянамъ услугу въроде той, которую Пизи-

стратъ оказали грекамъ, собравъ во-едино

отрывки Гомеровыхъ поэмъ. Несмотря на

то, что герой «Энеиды» носите названы

благочеетиваго (pins), а ея творецъ—дев­

ственного (V irg illm s), эта поэма явилась

во времена упадка нравственности, во време­

на всеобщего нацшнальнаго разврата, когда

древняя правда и доблесть римская погибли

навсегда, когда литература жила не геншмъ

народнымъ, а покровительствомъ Мецената,

когда Горащй въ прекрасныхъ стихахъ вос-

певалъ эгонзмъ, малодупне. низость чувствъ.

И хотя никакъ нельзя отрицать многихъ

важвыхъ достоинствъ въ «Энеиде», напи­

санной прекрасными стихами и заключаю­

щей въ себе многш драгоценный черты из-

дыхавшаго древняго

Mipa,—

тЬмъ не менее

эти достоинства относятся просто къ памят-