553
i. КРИТИЧЕСКИ* СТАТЬИ.
554
и еще собираетъ деньги съ глазеющей пу
блики. В. повторили то же заийчанЫ (Р.
просили меня сделать изъ Алеко хоть куз
неца. что было бы не въ примири благо
роднее). Всего бы лучше сделать изъ него
чиновника или помещика, а не цыгана. Въ
такомъ случае, правда, не было бы и всей
поэмы: « т а ta n to m egtio». Вотъ при ка
кой публике явился и действовали Пуш-
кинъ! На это обстоятельство нельзя не об
ращать вниманш при оценке заслуги Пуш
кина.— «Цыгане» были первыми усилЫмъ,
первой попыткой Пушкина создать что-ни
будь важное и зрелое какъ по идее, таки
и по исполнен]ю. Мы показали, до какой
степени удалось ему это: «Цыгане» остави
ли далеко за собой все написанное ими
прежде, обнаруживь въ поэте великш силы;
но въ то же время въ этой поэме виденъ
только могучий порывъ къ истинно-художе
ственному творчеству, но еще не полное
доетижете желанной цели стремлении Че-
резъ два года после «Цыганъ» (т. е. въ
1829 году) вышла новая поэма Пушкина—
«Полтава», въ которой резко выразилось
усшпе поэта оторваться отъ прежней до
роги и твердой ногой стать на новый путь
творчества. Но гдб видно усилЫ, тамъ еще
нети доетиженш: достигнуть желаемаго зна
чить — спокойно, свободно, следовательно,
безъ всякихъ усилЫ овладеть имъ. Поэто
му въ «Полтаве» видны какая-то нереши
тельность, какое-то колебаше, вследствЫ ко-
торыхъ изъ этой поэмы вышло что-то ог
ромное, великое, но въ то же время и не
стройное, странное, неполное. «Полтава» бо
гата новыми элементомъ—народностью въ
выраженщ почти всякое место, отдельно
взятое въ ней, превосходить все, написан-
дое прежде Пушкиными, по силе, полноте
и роскоши поэтическаго выраженш,—и въ
то же время въ этой поэме нетъ единства,
она не представляетъ собой целаго. Содер
жать ея до того огромно, что одна смелость
поэта коснуться такого содержант есть уже
заслуга, тймъ более что, многш частности
показываютъ, что поэтъ достоинъ были сво
его предмета,—и все-таки, читая «Полтаву» и
дивясь ея великимъ красотами, спрашиваешь
себя: чтб же это такое? РаземотренЫ при
чини такого явлешя очень любопытно, и мы
постараемся изследовать этотъ вопроси столь
ко подробно и удовлетворительно,)7 сколько
это въ нашихъ силахъ,
Какъ недостатки, таки и достоинства «Пол
тавы» были равно непоняты тогдашними
критиками и тогдашней публикой. Между
тймъ ни одно произведете Пушкина, после
«Руслана и Людмилы», не возбуждало та-
кихъ споровъ и толковъ, какъ «Полтава».
Ее бранили съ ожееточенЫмъ, безъ всякого
уваженш къ лицу великаго поэта; и съ техъ
поръ некоторые критики, обрадовавшись сво
ей собственной смелости и своему откры-
тда, что и Пушкина можно бранить, какъ
какого-нибудь обыкновенна™ стихотворца, не
упускали случая пользоваться своей похваль
ной смелостью и своими счастливыми от
крытыми. Такими образомъ въ разныхъ жур-
налахъ и на разные голоса, но одинаково
неприлично и несправедливо, были разру
ганы «Полтава», «Графъ Нулинъ», «Бо
рись Годунозъ», седьмая глава «Евгения
Онегина», третья часть мелкихъ стихотво-
решй и пр. Мы увидимъ, каковы были эти
критики или, лучше сказать, эти брани, по
тому что критика не есть брань, а брань не
есть критика. Обратимся къ «Полтаве».
Главный недостатокъ «Полтавы» вышелъ
изъ желает поэта написать эпическую по
эму. Хотя Пушкинъ принадлежали къ той
новой литературной школе, которая отреклась
отъ предан^ псевдо-классицизма; хотя они
поэтому и смеялся надъ «чахоточными от-
цомъ немного тощей «Энеиды», въ первой
главе «Онегина» шутя обещали написать
«поэму песенъ въ двадцать пять», а седьмую
главу его кончили этой острой эпиграммой
на завйтное «пою» старинныхъ эпическихъ
поэмъ:
Но здЪсь съ победою ноздравимъ
Татьяну милую мою,
К въ сторону свой путь иаправимъ,
Чтобъ не забыть о комъ ною...
Да кстати здИсь о томъ два слова:
..Пою пргятеля младова
И множество его причудъ.
Благослови мой долггй трудъ,
О ты, эпическая муза!
И вюрный посохъ мню вручивъ,
Не дай блуждать мню вкось и вкривь.
Довольно. Съ плечъ долой обуза!
Я классицизму отдалъ честь:
Хоть поздно, а вступленье есть...
однако все это еще не доказываетъ, чтобъ
легко было отрешиться начисто отъ преобла-
дающихъ предатй этой эпохи, въ которую
мы родились и развились. Несмотря на то,
что Пушкина» сами были великимъ реформа-
торомъ въ русской литературе,—литератур
ный преданш теми не менее отяготели
надъ ними, что можно видеть изъ его безу
словна™ уваженш ко всеми представителями
прежней русской литературы. Итакъ, въ
«Полтаве» ему хотелось сделать опытъ эпи
ческой поэмы въ новомъ духе. Чтб такое
эпическая поэма!—Идеализированное пред
ставлены такого историческаго событш, въ
которомъ принимали участЫ весь народъ,
которое слито съ религюзиымъ, нравствен
ными и политическими существовашемъ на
рода и которое имело сильное влшше на
судьбы народа. Разумеется, если это событш
касалось не одного народа, но и целаго че-