Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  281 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 281 / 734 Next Page
Page Background

553

i. КРИТИЧЕСКИ* СТАТЬИ.

554

и еще собираетъ деньги съ глазеющей пу­

блики. В. повторили то же заийчанЫ (Р.

просили меня сделать изъ Алеко хоть куз­

неца. что было бы не въ примири благо­

роднее). Всего бы лучше сделать изъ него

чиновника или помещика, а не цыгана. Въ

такомъ случае, правда, не было бы и всей

поэмы: « т а ta n to m egtio». Вотъ при ка­

кой публике явился и действовали Пуш-

кинъ! На это обстоятельство нельзя не об­

ращать вниманш при оценке заслуги Пуш­

кина.— «Цыгане» были первыми усилЫмъ,

первой попыткой Пушкина создать что-ни­

будь важное и зрелое какъ по идее, таки

и по исполнен]ю. Мы показали, до какой

степени удалось ему это: «Цыгане» остави­

ли далеко за собой все написанное ими

прежде, обнаруживь въ поэте великш силы;

но въ то же время въ этой поэме виденъ

только могучий порывъ къ истинно-художе­

ственному творчеству, но еще не полное

доетижете желанной цели стремлении Че-

резъ два года после «Цыганъ» (т. е. въ

1829 году) вышла новая поэма Пушкина—

«Полтава», въ которой резко выразилось

усшпе поэта оторваться отъ прежней до­

роги и твердой ногой стать на новый путь

творчества. Но гдб видно усилЫ, тамъ еще

нети доетиженш: достигнуть желаемаго зна­

чить — спокойно, свободно, следовательно,

безъ всякихъ усилЫ овладеть имъ. Поэто­

му въ «Полтаве» видны какая-то нереши­

тельность, какое-то колебаше, вследствЫ ко-

торыхъ изъ этой поэмы вышло что-то ог­

ромное, великое, но въ то же время и не­

стройное, странное, неполное. «Полтава» бо­

гата новыми элементомъ—народностью въ

выраженщ почти всякое место, отдельно

взятое въ ней, превосходить все, написан-

дое прежде Пушкиными, по силе, полноте

и роскоши поэтическаго выраженш,—и въ

то же время въ этой поэме нетъ единства,

она не представляетъ собой целаго. Содер­

жать ея до того огромно, что одна смелость

поэта коснуться такого содержант есть уже

заслуга, тймъ более что, многш частности

показываютъ, что поэтъ достоинъ были сво­

его предмета,—и все-таки, читая «Полтаву» и

дивясь ея великимъ красотами, спрашиваешь

себя: чтб же это такое? РаземотренЫ при­

чини такого явлешя очень любопытно, и мы

постараемся изследовать этотъ вопроси столь­

ко подробно и удовлетворительно,)7 сколько

это въ нашихъ силахъ,

Какъ недостатки, таки и достоинства «Пол­

тавы» были равно непоняты тогдашними

критиками и тогдашней публикой. Между

тймъ ни одно произведете Пушкина, после

«Руслана и Людмилы», не возбуждало та-

кихъ споровъ и толковъ, какъ «Полтава».

Ее бранили съ ожееточенЫмъ, безъ всякого

уваженш къ лицу великаго поэта; и съ техъ

поръ некоторые критики, обрадовавшись сво­

ей собственной смелости и своему откры-

тда, что и Пушкина можно бранить, какъ

какого-нибудь обыкновенна™ стихотворца, не

упускали случая пользоваться своей похваль­

ной смелостью и своими счастливыми от­

крытыми. Такими образомъ въ разныхъ жур-

налахъ и на разные голоса, но одинаково

неприлично и несправедливо, были разру­

ганы «Полтава», «Графъ Нулинъ», «Бо­

рись Годунозъ», седьмая глава «Евгения

Онегина», третья часть мелкихъ стихотво-

решй и пр. Мы увидимъ, каковы были эти

критики или, лучше сказать, эти брани, по­

тому что критика не есть брань, а брань не

есть критика. Обратимся къ «Полтаве».

Главный недостатокъ «Полтавы» вышелъ

изъ желает поэта написать эпическую по

эму. Хотя Пушкинъ принадлежали къ той

новой литературной школе, которая отреклась

отъ предан^ псевдо-классицизма; хотя они

поэтому и смеялся надъ «чахоточными от-

цомъ немного тощей «Энеиды», въ первой

главе «Онегина» шутя обещали написать

«поэму песенъ въ двадцать пять», а седьмую

главу его кончили этой острой эпиграммой

на завйтное «пою» старинныхъ эпическихъ

поэмъ:

Но здЪсь съ победою ноздравимъ

Татьяну милую мою,

К въ сторону свой путь иаправимъ,

Чтобъ не забыть о комъ ною...

Да кстати здИсь о томъ два слова:

..Пою пргятеля младова

И множество его причудъ.

Благослови мой долггй трудъ,

О ты, эпическая муза!

И вюрный посохъ мню вручивъ,

Не дай блуждать мню вкось и вкривь.

Довольно. Съ плечъ долой обуза!

Я классицизму отдалъ честь:

Хоть поздно, а вступленье есть...

однако все это еще не доказываетъ, чтобъ

легко было отрешиться начисто отъ преобла-

дающихъ предатй этой эпохи, въ которую

мы родились и развились. Несмотря на то,

что Пушкина» сами были великимъ реформа-

торомъ въ русской литературе,—литератур­

ный преданш теми не менее отяготели

надъ ними, что можно видеть изъ его безу­

словна™ уваженш ко всеми представителями

прежней русской литературы. Итакъ, въ

«Полтаве» ему хотелось сделать опытъ эпи­

ческой поэмы въ новомъ духе. Чтб такое

эпическая поэма!—Идеализированное пред­

ставлены такого историческаго событш, въ

которомъ принимали участЫ весь народъ,

которое слито съ религюзиымъ, нравствен­

ными и политическими существовашемъ на­

рода и которое имело сильное влшше на

судьбы народа. Разумеется, если это событш

касалось не одного народа, но и целаго че-