Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  279 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 279 / 734 Next Page
Page Background

549

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

550

„Оставь насъ, гордый человЪкъ!

Мы дики, нЪтъ у наеъ законовъ,

Мы не терзаемъ, не казнимъ,

Не нужно крови намъ и стоновъ;

Но жить съ убгйцей не хотимъ.

Ты не ро’йсденъ для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасенъ намъ твой будетъ гласъ.

Мы робки и добры душою,

Ты золъ и см'Ьлъ;-оставь же насъ,

Прости! да будетъ миръ съ тобою.“

Заметьте этотъ стихи: «Ты для себя лишь

хочешь воли»:— въ немъ весь смысли по­

эмы, клгочъ къ ея. основной идей. После

этого можно ли сомневаться въ глубоко -

нравственномъ характере поэмы? Нетъ, это

возможно только для людей близорукнхъ и

ограничешшхъ, для невеждъ-моралистовъ,

которые привыкли видеть нравственность

только въ азбучныхъ сентенцшхъ..

Некоторые критики того времени особенно

нападали на эпилоги, находя его похожими

на хоръ изъ какой-нибудь греческой траге­

дии. Греческаго въ этомъ эпилоге нетъ ни­

чего, а осуждетя онъ заслуживаетъ. Въ

немъ рефлексш поэта взяла на минуту верхъ

надъ непосредственностью

творчества, н

вследствш этого онъ пришелся совершенно не

кета ей къ содержант поэмы, въЦявномъ

противореча съ ея смыеломъ:

Но счастья нЪтъ и между вами,

Природы бЪдные сыны!

И подъ надранными шатрами

Живутъ мучительные сны.

И ваши сини кочевыя

Въ пустьтняхъ не спаслись отъ б'Ьдъ

И всюду страсти роковыя,

И отъ судебъ защиты нЪтъ.

Еъ чему тутъ судьбы и къ чему толки” о

томь, что счастья нетъ и между бедными

детьми природы? Несчастье принесено къ

нимъ сыномъ цивилизащи, а не родилось

между ними и черезъ нихъ же. Но главное:

поэту следовало бы въ заключительныхъ

стихахъ сосредоточить мысль всей поэмы,

такъ энергически выраженной стихомъ:. «Ты

для себя лишь хочешь воли». Но, какъ мы

выше заметили, Пушкииъ-поэтъ былъ гораздо

выше Пугакина-мыслителя. Если бы въ духе

Пушкина оба эти элемента были равно­

сильны, и если бъ къ этому роскошный

цветъ его поэзш имелъ своей почвой вполне

развившуюся многовечную цавилизацно,—

тогда, конечно, Пушкинъ былъ бы равенъ

величайшимъ поэтами Европы...

Можетъ быть, инымъ покажется недостат-

комъ въ «Цыганахъ» то, что въ этой поэме

дишй цыганъ, такъ сказать, приотыжаетъ

высотой своихь созерцаяй и чувствовашй

понятая сына цивилизащи, и такимъ обра-

зомъ заставляете насъ видеть идеалъ нрав-

ственно-просветленнаго человека въ бродя-

щемъ дикаре. Это несправедливо. Алеко есть

одно изъ явлешй цивилизащи, но отнюдь не

полный ея представитель. Сверхъ того, не­

смотря на всю возвышенность чувствовашй

стараго цыгана, онъ— не высппй идеалъ чело­

века: этотъ идеалъ можетъ реализироваться

только въ существе сознательно-разумномъ,

а не въ непосредственно-разумномъ, не вы-

шедшемъ изъ-подъ опеки у природы и обы­

чая. Иначе, развитае человечества черезъ

цнвидизацщ не имею бы никакого смысла,

и люди, чтобъ сделаться разумными и спра­

ведливыми, должны бы въ дикомъ состояши

видеть свое приззаше и свою цель. Чело­

вечество должно было помириться съ при­

родой, но не иначе, какъ достигши этого

примирения свободно,

путемъ духовнаго,

противоположна™ природе, развитая. Для

того-то и распался некогда человекъ съ при­

родой и объявили ей борьбу на смерть,

чтобъ стать выше ея, и потомъ, даже при­

мирившись съ ней, быть выше ея, какъ духъ

выше матерш, сознатшщй разумъ выше без-

сознательной действительности.

Вываютъ

собаки, одаренный не только удивительными

инстинктомъ, подходящими близко къ смы­

слу, но и удивительными добродетелями,

какъ-то верностью и привязанностью къ

человеку, простирающимися до готовности

жертвовать жизнью за человека. И въ то

же время бываютъ люди не только съ весьма

ограниченными способностями, но и съ по­

ложительно низкими страстями и злой, раз­

вращенной волей. И однако жъ самый пло­

хой человекъ выше самой лучшей собаки,

хотя онъ и внугааетъ къ себё одно презре:

т е и отвращете, тогда какъ последняя

пользуется общими удивлешемъ и любовью:

такъ и самый худппй между интеллек­

туально развитыми

черезъ

цивилизацпо

людьми въ царстве разума занимаетъ выс­

шую ступень, нежели самый лучпйй изъ

людей, взлелеянныхъ на лоне природы;

последшй всегда— не более, какъ прекрас­

ная случайность или существо, обязанное

своими достоинствами случайному дару удав­

шейся организащи,— тогда какъ самые не­

достатки и пороки перваго более или менее

отражаютъ на себе необходимый моментъ

въ историческомъ развитая общества или

даже целаго человечества. Добродетели по-

следняго не зависять отъ прошедгааго, и по­

тому не даютъ результатовъ въ будущемъ:

это талантъ, скрытый въ землю, отъ котора-

го человечество не богатеете И потому

жизнь непосредственно естественнаго чело­

века ни въ какомъ случае не можетъ обога­

тить человечества великими урокомъ. И

если въ поэме Пушкина старый цыганъ

способствуетъ, сами того не зная, къ пре-

ноданпо намъ великаго урока,— то не самъ