Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  278 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 278 / 734 Next Page
Page Background

547

С0ЧИНЕН1Я Г. 3. ВЬЛИНСКАГО.

548

дйть, но скорйе по отношенш къ своей идей,

чймъ къ своему лицу. Онъ не снесетъ оби­

ды и не позволитъ унизить себя, но это не

мйшаетъ ему умйть прощать личныя обиды:

въ этомъ случай онъ не слабъ, а только

великодушенъ. Натуры блестяпця, но въ сущ­

ности мелкш, потому что эгоистическая,—

чужды стремлешя къ идей или идеалу: онй

во всемъ ставить сосредоточшмъ свое ми­

лое

Я.

Если они и заберутъ себй въ голову,

что живутъ для какой-то идеи, то не воз­

вышаются до идеи, а только нагибаются до

нея, думаютъ не себя облагородить и освя­

тить проникновешемъ идеей, но идею осча­

стливить своимъ султанскимъ выборомъ. И

тогда ихъ идея въ ихъ глазахъ потому только

истинна, что она— ихъ идея, и потому вся-

кШ, не призяаюпцй ея истинности, есть ихъ

личный врагъ. Но, будучи оскорблены въ

дйлй личной страсти, эти люди думаютъ, что

въ ихъ лицй оскорбленъ весь мгръ, вся все­

ленная, и никакая месть не кажется имъ

незаконной. Таковъ Алеко!

Скажутъ, что создаше такого лица не дй-

лаетъ чести поэту, тймъ болйе, что онъ ясно

хотйлъ сдйлать изъ него не столько престун-

наго, сколько несчастнаго, увлеченнаго судь­

бой человйка. Дййствительно, это было бы

такъ, еслибъпоэтъ не противопоставилъ ста-

раго цыгана лицу Алеко, можетъ быть, без-

сознательно повинуясь тайной внутренней

логикй непосредственнаго творчества. И по­

тому идею поэмы «Цыгане» должно искать

не въ одномъ лицй, а тймъменйе только въ

лицй Алеко, но въ общности поэмы. Алеко

является въ ноэмй Пушкина какъ бы для

того только, чтобъ представить намъ страш­

ный, поразительный урокъ нравственности,

Его противорйчш съ еамимъ собой было при­

чиной его гибели,— и онъ такъ жестоко на-

казанъ оскорбленнымъ имъ закономъ нрав­

ственности, что чувство наше, несмотря на

великость преступлешя, примиряется съ пре-

ступникомъ. Алеко не убиваетъ себя; онъ

остается жить,— и это рйшенш дййетвуетъ

на душу читателя сидьнйе всякой кровавой

катастрофы. Поэтическое сравненю Алеко съ

подстрйленнымъ журавлемъ, печально остаю­

щимся на полй въ то время, когда станица

весело поднимается на воздухъ, чтобъ летйтъ

къ благословеннымъ краямъ юга, выше вся­

кой трагической сцены. Сидя на камнй, окро­

вавленный, съ ножемъ въ рукахъ, «блйдный

лицомъ», Алеко молчитъ, но молчаше красно-

рйчиво: въ немъ слышится нймое признаше

справедливости постигшей его кары, и, мо­

жетъ быть, съ этой самой минуты въ Алеко

звйрь уже умеръ, а человйкъ воскреси...

Вы скажете: слишкеиъ поздно.

Что жъ

дйлать! такова, видно, натура этого человй­

ка, что она могла возвыситься до очеловй-

чешя только цйной страганаго преступлешя

и страпшой за то кары... Не будемъ строги

въ судй надъ падгаимъ и наказаннымъ, а

лучше тймъ строже будемъ къ еамимъ себй,

пока мы еще не пали, и заранйе восполь­

зуемся великимъ урокомъ. Если бъ Алеко

устоядъ въ гордости своего мщешя, мы не

помирились бы съ нимь: ибо видйли бы въ

немъ все того же звйря, какимъ онъ былъ

и прежде. Но онъ признадъ заслуженность

своей кары,— и мы должны видйть въ немъ

человйка: а человвкъ человйка какъ осу­

дить?...

Убитая чета уже въ землй.

. . , Когда же ихъ закрыли

Последней горетш земной,

Онъ молча, медленно склонился

И съ камня на траву свалился.

Какое простое и сильное въ благородной

нростотй своей изображена самой лютой,

самой безотрадной муки! Какъ хороши въ

немъ два послйдше стиха, на которые такъ

нападали критики того времени, какъ на

стихи вялые и прозаически! Гдй-то было

даже напечатано, что разъ Пушкинъ имйлъ

горячй споръ съ кймъ-то изъ своихъ дру­

зей за эти два стиха и, наконецъ, вскри-

чалъ: «Я долженъ былъ такъ выразиться; я

не моги иначе выразиться!» Перга, обли­

чающая великаго художника!

Но довольно объ Алеко; обратимся къ ста­

рому цыгану. Это одно изъ такихъ лицъ, со­

зданный которыхъ можетъ гордиться всякая

литература. Есть въ этомъ цыганй что-то

патршрхальное. У него нйть мыслей: онъ

мыслить чувствомъ,— и какъ истинны, глу­

боки, человйчны его чувства! Языки, его

исполненъ поэзш. Въ тонй рйчи его столь­

ко простоты, наивности, достоинства, само-

отрицанш ^résignation), кротости, теплоты

и елейности. И какъ вйренъ онъ себй во

всемъ,— тогда ли, какъ разсказываеть сво­

имъ простодушными и поэтическимъ язы-

комъ преданю объ Овидщ; или когда въ

исполненной дикаго огня, дикой страсти и

дикой поэзш ийсни Земфирьт припоминаетъ

стараго друга; или когда, утЬшая Алеко въ

охдажденш Земфиры, по своему, но такъ

вйрно и истинно объясняешь ему натуру и

права женскаго сердца и разсказываеть тро­

гательную повйсть о самомъ себй, о своей

любви къ Mapiy.jtt и ея измйнй, которую

онъ, въ своей цыганской простотй, такъ че-

ловйчно, такъ гумманно нашелъ совершенно

законной... По въ сценй похоронъ и про-

тцашя съ Алеко онъ является, еамъ того не

подозревая съ своей цыганской дикости, въ

яегинно-храгическомъ величш и кротко из­

рекаешь несчастному ужасный приговори и

великш истины:

*