Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  277 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 277 / 734 Next Page
Page Background

545

Г. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

546

нужно доказать, что въ наше время кинжалы,

яды и даже пистолеты, вслйдетвт ревности,

суть не что иное, какъ пошлые театральные

эффекты или результаты бол§зненяаго боз-

умш, животнаго эгоизма и дикаго невеже­

ства,—тате люди не стбятъ того, чтобъ

тратить на нйхъ слова. Слава Богу, такихъ

людей теперь уже немного, и теперь гораздо

больше людей, которые принимаютъ слова

за одно съ делами; вотъ имъ-то- предложимъ

мы вопросъ, ближе относящейся къ предмету

нашей статьи; что сказать о человеке, ко­

торый, по его словамъ, идетъ наравнй съ

вйкомъ и для этого толкуетъ о праве че-

ловеческомъ (нарушаемомъ его сосйдомь по

имЬнш) и объ эмансипащи женщины, но

который, если его жена позволить себе сде­

лать въ отношенш къ нему сотую долю то­

го, что безъ всякаго позволешя делаетъ онъ

въ отношенш къ ней,—сейчасъ переменяетъ

тонъ и готовь хоть за дубьё приняться?...

Не правда ли, что, глядя на него, невольно

запоешь вполголоса съ Давыдовымъ:

А глядишь: нашъ Мирабо

Стараго Гаврилу,

За измятое жабо,

Хлещетъ въ уоъ да въ рыло...?

Вотъ почему не смехъ, а смешанное съ

ужасомъ отвращеше возбуждаютъ слова Але-

ко въ ответь на простодушный, трогатель­

ный и ноэтичесшй разсказъ стараго цыгана

о Мар1уле:

Да какъ лее ты не поспЪшилъ

Тотчасъ во слЪдъ неблагодарной,

И хищнику, и ей, коварной,

Кинжала въ сердце не вонзилъ?

Итанъ, вотъ онъ—стрададецъ за униженное

человеческое достоинство,—человекъ, кото­

рый презрелъ предразеудки образованной

общественности и нашелъ счастье въ цы-

ганскомъ таборе.1... Турокъ въ душе, онъ

считалъ себя впереди целой Европы на пу­

ти къ цивилизованному уважение правь лич­

ности!... Ж какъ великъ, какъ истинно (т. е.

внутренно, духовно) свободенъ передъ нимъ

старый цыганъ, этотъ сынъ природы, бед­

ности, пезнаюппй въ лростошЬ сердца ви-

какихъ теорЩ нравственности! Сколько по-

эзш и истины въ его кроткомъ, благодуш-

номъ ответе Алеко:

Къ чему? вольн’Ье птицы младость.

- Кто въ силахъ удержать любовь?

Чредою вс’Ьмъ дается радость:

Что было, то не будетъ вновь!

Ответь Алеко на эти полный любви и

правдивости слова стараго цыгана оконча­

тельно и вполне раскрываютъ тайну его ха­

рактера:

Я не таковъ. Н'Ьтъ,

я

,

но

споря,

Отъ правъ моихъ не откажусь;

Или хоть мщеньемъ наслажусь.

Соч. Бьлинсклго. Т. III.

О, Н'Ьтъ! когда бъ н адъ бездной моря

Нашелъ я спящ аго врага,

Клянусь, и тутъ моя нога

Не пощадила бы злодЬя;

Я въ волны моря, не блЬднЬя,

И беззащитнаго бъ толкнулъ;

Внезапный ужасъ пробужденья

СвирЬпымъ смЬхомъ упрекнулъ,

И долго мнЬ его паденья

СмЬшонъ и слацокъ былъ бы гулъ.

Изъ этихъ словъ видно, что никакая могу­

чая идея не владела душой Алеко, но что

вой его мысли и чувства и действш выте­

кали, во-первыхъ, изъ сознанш своего пре­

восходства надъ толпой, состоящаго въ уме

более блеетящемъ и созерцательномъ, чемъ

глубокомъ и деятельномъ; во-вторыхъ, изъ

чудовищнаго эгоизма, который гордъ самимъ

собой, какъ добродетелью. «Эта женщина

(какъ разеуждаетъ эгоизмъ Алеко) отдалась

мне, и я счастливь ея любовью, следова­

тельно, я имею на нее вечное и ненаруши­

мое право, какъ на мою рабу, на мою вещь.

Она изменила—и я не могу уже быть счас­

тливь ея любовью: она должна упоить меня

сладостью мщенш. Ея обольститель лишилъ

меня счастья,—и долженъ за это заплатить

мне жизнью.» Не спрашивайте Алеко, на-

казалъ ли бы онъ самъ себя смертью, если бъ

онъ самъ изменилъ любимой имъ женщине

и съ свойственной эгоистами жестокостью

оттолкйулъ ее отъ груди своей: не трудно

угадать, какъ бы постунидъ и что бы заго-

ворилъ Алеко въ подобномъ обстоятельстве.

Эгоизмъ изворотливъ, какъ хамелеонъ: мало

того, что такой человекъ, какъ Алеко, въ по­

добномъ случае сталъ бы рисоваться передъ

самимъ собой, какъ великодушный и невин­

ный губитель чужого счастья,—онъ, пожа­

луй, еще почелъ бы себя въ праве мстить

смертью оставленной имъ женщине, которая

преследуешь его своими докуками, упрека­

ми, слезами и моленьями, съ чего-то вооб-

разивъ, что имеетъ на него кашя-то права,

какъ будто бы онъ создашь не для жизни,

а для ея удовольствш и, подобно дитяти,

лишенъ воли. Не спрашивайте его также,

имеешь ли на его жизнь право человекъ, у

котораго онъ отбилъ любовницу; съ свой­

ственными эгоизму безстыдствомъ Алеко въ

такомъ случай началъ бы предъ вами ви-

таевато либеральничать и доказывать пыш­

ными фразами, что на женщину имеешь за­

конное право только тотъ, кто, любя ее,лю-

бимъ ею, и что онъ, Алеко, первый бы усту-

пилъ великодушно свою любовницу тому,

кого бы она полюбила. Нзъ этого-то живот­

наго эгоизма вытекаешь и животная мсти­

тельность Алеко. Человекъ нравственный и

лгобягадй живетъ для идеи, составляющей

паоосъ цЬлаго его существованш; онъ мо-

жеТъ и горько презирать, и сильно ненави-

18