Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  275 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 275 / 734 Next Page
Page Background

541

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

542

это охлаждеше заставить его страдать, по­

тому что любящее сердце не можетъ не стра­

дать при потерь любимаго сердца; но онъ

не будетъ ревновать. /Ревность, безъ доста-

точнаго основанш, есть болйзнь людей ни-

чтожныхъ, которые не уважаютъ ни самихъ

себя, ни своихъ правь на привязанность

любимаго ими предмета; у въ ней высказы­

вается мелкая тиранн существа, стоящаго

на степени животнаго эгоизма. Такая ревность

невозможна для человека н р а в с т в е н н о -

развитого; но такимъ же точно образомъ

невозможна для него и ревность на доста-

точномъ основанш: ибо такая ревность не-

премйнно предполагаете мучешя подозри­

тельности, оскорбления и жажды мщешя.

Подозрительность совершенно излишня для

того, кто можетъ спросить другого о пред-

метй нодозрйнш съ такимъ же ясными взо-

ромъ, съ какимъ и самъ ответить на подоб­

ный вопросъ. Если отъ него будутъ скры­

ваться, то любовь его перейдете въ ирезрй-

ше, которое если не избавить его отъ стра-

данш, то дастъ этому страданш другой ха-

рактеръ и сократить его продолжительность;

если же ему скажутъ, что его болйе не лю-

бятъ,—тогда муки подозрйнш тймъ менйе

могутъ имйть смыслъ. Чувство оскорблеяш

для такого человека также невозможно, ибо

онъ знаетъ, что прихоть сердца, а не его не­

достатки причиной потери любимаго сердца,

и что это сердце, переставь любить его, не

только не перестало его уважать, но еще

сострадаете, какъ другъ, его горю и вините

себя, не будучи въ сущности виновато. Что

касается до жажды мщешя—въ этомъ слу­

чай, она была бы понятна только какъ вы-

ражеше самаго животнаго, самаго грубаго и

невйжественнаго эгоизма, который невозмо-

женъ для человека нравственно-развитого.

Ж за что туте мстить?—за то, что полюбив­

шее васъ сердце уже не бьется любовью къ

вамъ! Но развй любовь зависите отъ воли

человйка и покоряется ей? И развй не слу­

чается, что сердце, охладйвшее къ вамъ, не

терзается сознашемъ этого охлажденш словно

тяжкой виной, страшными преступлешемъ?

Но не помогутъ ему ни слезы, ни стоны, ни

самообвиненш, ж тщетны будутъ вой усилья

его заставить себя любить васъ попреж-

нему... Такъ чего же вы хотите отъ дюби-

маго вами, но уже не любящаго васъ пред­

мета, если сами сознаете, что его охлажде­

нш къ вамъ теперь такъ же произошло не

отъ его воли, какъ не отъ нея -произошла

прежде его любовь къ вамъ? Хотите ли, чтобъ

этотъ предмета, скрывая насильственно свое

къ вамъ охлаждеше, обманывали васъ, ради

вашего счастья, притворной любовью? — Но

такое жедаше со стороны вашей могло бы

выйти только изъ самаго грубаго, животнаго

эгоизма: ибо если вы человйкъ, существо

вравственно-развитое, то вы должны думать

и заботиться гораздо больше о счастьи свя-

заннаго съ вами отношешями любви пред­

мета, чймъ о своемъ еобственномъ. И

при томъ надо быть слишкомъ пошлымъ

человйкомъ, чтобъ допустить обмануть и

успокоить себя принужденной любовью, и

надо быть слишкомъ подлымъ человйкомъ,

чтобъ, понимая такую любовь, какъ она

есть, удовлетворяться ею: это значило бы

принести чужое счастье въ жертву своему

собственному — и какому счастью!... Когда

любовь съ которой-нибудь стороны кончилась,

вмйстй жить нельзя: ибо тотъ не понимаете

любви и ея требований и за любовь прини­

маете грубую, животную чувственность,

кто способенъ пользоваться ея правами отъ

предмета, хотя бы и любимаго, но уже не-

любящаго. Такая «любовь» бываете только

въ бракахъ, потому что бракъ есть обяза­

тельство, — и, можетъ быть, оно такъ тамъ

и нужно; но въ любви т а т я отношенш суть

оскорблеше и профанацш не только любви,

но и человйческаго достоинства. Вей тате

случаи невозможны для человйка нравствен­

но-развитого.

Есть много родовъ образовашя и развитая,

и каждое изъ ннхъ важно само по себй, но

вейхъ ихъ выше должно стоять образоваше

н р а в с т в е н н о е Одно образоваше дйдаетъ

васъ человйкомъ ученымъ, другое—человй­

комъ свйтскимъ, третье—административными,

военными, политическимъ и т. д.; но нравствен­

ное образоваше дйлаетъ васъ просто ч е л о ­

в й к о м ъ , т. е. существомъ, отражающими на

себй отблески божественности, и потому высо­

ко стоящими надъ мщомъ животными. Хоро­

шо быть ученымъ, поэтомъ, воиномъ, законо-

дателемъ и проч., но худо не быть при этомъ

ч е л о в й к о м ъ ; быть же ч е л о в й к о м ъ —

значите имйть полное и законное право на

существоваше и не будучи нйчймъ другими,

какъ только ч е л о в й к о м ъ . Въ чемъ же

состоите нравственное образоваше, нрав­

ственное разните? Такъ какъ человйкъ

не только существуете, но еще и мыслите,

то всякш предметъ, въ отношенш къ нему,

существуете не только практически, но и

теоретически, и человйкъ только тогда вполнй

владйетъ предметомъ, тогда схватываете его

съ этихъ обйихъ сторонъ. Но одно практи­

ческое обладаше предметомъ еще значите

что-нибудь, тогда какъ одно теоретическое

ровно ничего не значите. И потому теоре­

тическая нравственность, открывающаяся

въ однихъ системахъ и словахъ, но не гово­

рящая за себя, какъ дйл о , какъ ф а к т ъ ,

выходящая только изъ созерцашй ума, но

неимйющая глубокихъ корней въ почвй

сердца, — такая нравственность стоить без-