Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  268 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 268 / 734 Next Page
Page Background

52 7

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БВЛИНСКАГО.

528

него, а! при немъ ихъ было уже много. Они

не случайное, но необходимое, хотя и печаль­

ное явлеш е. Почва этихъ жалкихъ пуетбцвЬ-

товъ не поэзш Пушкина или чья бы то ни

было, но общество. Это оттого, что общество

живетъ и развивается ка,къ всяшй индиви­

дуумы у него есть свои эпохи младенчества,

отрочества, юношества, возмужалости, а ино­

гда—и старости. Поэзш русская до Пушкина

была отголоокомъ, выражешемъ младенче­

ства русскаго общества. И потому это была

поэзш до наивности невинная: она гремела

одами на иллюмйнацш, писала нужные стиш­

ки къ милымъ и была совершенно счастлива

этими .идиллическими Занятыми. Действитель­

ностью ея была мечта, а потому ея действи­

тельность была самая аркадская, въ которой

невинное блейше барашковъ, ворковаше го-

лубковъ, поцелуи пастушковъ и настушекъ

и сладшя слезы чувствительныхъ душъ пре­

рывались только не менйе невинными воз­

гласами: «пою» или «о ты, священна добро­

детель!» и т. и. Даже романтизмъ того вре­

мени былъ такъ наивно-невиненъ, что ис­

кали эффектовъ на кладбищахъ и переска-

зывалъ съ восторгомъ старый бабьи сказки

о мертведахъ, оборотняхъ, в'Ьдьмахъ, кол-

дуньяхъ, о дев-й, за ропотъ на судьбу заживо

увезенной мертвымъ женихомъ въ могилу,

и тому подобные невинные пустяки. Въ тра-

гёдш тогдашняя поэзш очень пристойно вы­

плясывала чинный минуэтъ, делая изъ Дон­

ского какого-то крикуна въ римской тоге.

Въ комедш она преследовала именно те по­

роки и недостатки общества, которыхъ въ

обществе не было, и не дотрагивалась имен­

но до тйхъ, которыми оно было полно,—

такъ что комедш Фонвизина являются въ

этомъ отнотенш какими-то исключеншми

изъ общаго правила. Въ сатире тогдашняя

поэзш нападала скорее на пороки древне-

греческаго и римскаго или старо-француз-

скаго общества, чемъ русскаго. Невинность

была всесовершеннейшая, а оттого, разу­

меется, эта поэзш была и нравственной въ

высшей степени. Общество гшло, ело, весе­

лилось. По разсказамъ нашихъ стариковъ,

тогда ие по-нынешнему умели веселиться, и

передъ неутомимыми плясунами тогдашняго

времени самые задорные нынЬшше танцо­

ры—просто старики, которые похороннымъ

Маршемъ выступаютъ тамъ, где бы надо бы­

ло вывертывать ногами и выстукивать ка­

блуками такъ, чтобъ нолъ треЩалъ и окна

дрожали. Выть безусловно счастливымъ, это—

привилегш младенчества. Младенецъ игра-

етъ жизнью—плещется въ ея светлой волне

и безотчетно любуется брызгами, который

производить его резвыя движенш; онъ всёмъ

восхищается, все находить лучшимъ, нежели

оно есть на самомъ деле,—и если ему скоро

надоедаетъ одна игрушка, то такъ же скоро

пленяете его другая. Не таковъ уже воз­

расти отрочества—иереходъ отъ детства къ

юношеству. Правда, и тутъ человЕкь все еще

играетъ въ игрушки, но уже не те игрушки;

меняя ихъ одна на другую, онъ уже сравни-

ваетъ ихъ съ своимъ идеаломъ, и ему груст­

но, когда онъ не находить осуществлены

своего неопределеннаго желашя, въ которомъ

самъ себе не можетъ дать отчета. .Пишете

игрушки—для него горе, ибо оно есть уже

утрата надежды, потеря сердца. Съ юпоше-

ствомъ эта жизнь сердца и ума всныхиваетъ

полнымъ пламёнемъ, и страсти вступаютъ

въ борьбу съ сомнешемъ. Тутъ много радо­

стей, но столько же, если не больше, и горя:

ибо полное счастье только въ непосредствен­

ности бытш; отрочество есть начало пробу­

ждены, а юность—полное пробуждеше со­

знаны, корень котораго всегда горекъ; слад-

ше же плоды его—для будущихъ поколений,

какъ богатое и выстраданное наслТуце отъ

предковъ потомками...

«Кавказсшй Пленники» Пушкина засталъ

общество въ першдй его отрочества и почти

на переходе изъ отрочества въ юношество.

Главное лицо его поэмы было полнымъ вы-

ражешемъ этого состояшя общества. II Пуш-

кинъ былъ самъ этимъ шгЬнникомъ, но толь­

ко на ту пору, пока писалъ его. Осуществить

въ творческомъ произведены идеалъ, мучив­

ший поэта, какъ его собственный недугъ,—

для поэта значить навсегда освободиться отъ

него. Это же лицо является и въ слйдую-

тцихъ поэмахъ Пушкина, но уже не такимъ,

какъ въ «Кавказскомъ ПлЬнникЬ»: следя за

нимъ, вы безпресганно застаете его въ но-

вомъ моменте развитая, и видите, что оно

движется, идетъ впередъ, делается сознатель­

нее, а потому и интереснГе для васъ. Темъ-

то Пушкинъ, какъ велишй поэтъ, и отли­

чался отъ толпы своихъ подражателей, что,

не изменяя сущности своего направлении

всегда крепко держась действительности, ко­

торой былъ органомъ, всегда говорилъ новое,

между тймъ какъ его подражатели и теперь

еще хриплыми голосами допеваютъ свои

старый и всемъ надоевшш песни. Въ этомъ

отношены «Кавказсшй Пленники» есть по­

эма историческая. Читая ее, вы чувствуете,

что она могла быть написана только въ из­

вестное время, и подъ этимъ условшмъ она

всегда будетъ казаться прекрасной. Если бъ

въ наше время даровитый поэтъ написалъ

поэму въ духе и тоне «Кавказскаго Плен­

ника»,—она была бы безусловно ничтожней-

шимъ произведеншмъ, хотя бы въ художе-

ственномъ отношены и далеко превосходила

Пушкинскаго «Кавказскаго Пленника», ко­

торый въ сравнены съ ней все бы остался

такъ же хорошъ, какъ и безъ нея.