Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  267 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 267 / 734 Next Page
Page Background

525

I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

526

незрело, и однако жъ такъ хорошо!» Какое

же дМствш должны были произвести на

русскую публику эти живыя, яркы, велико-

хЬпно-роскошпыя картины Кавказа при пер-

вомъ появлеши въ св'Ьтъ поэмы! Съ гЬхъ

поръ, съ легкой руки Пушкина, Кавказъ

сделался для русскихъ заветной страной не

только широкой, раздольной воли, но и не­

исчерпаемой поэзш, страной кипучей жизни

и смйлыхъ мечташй! Муза Пушкина какъ

бы освятила давно уже на дЬлгЬ существо­

вавшее родство Россш съ этимъ краемъ,

купленнымъ драгоценной кровью сыновъ ея

и подвигами ея героевъ. И Кавказъ — эта

колыбель поэзш Пушкина—сделался потомъ

и колыбелью поэзш Лермонтова...

Какъ истинный поэтъ, Пушкинъ не могъ

описашй Кавказа вместить въ свою поэму,

какъ эпизодъ кстати: это было бы слишкомъ

дидактически, а следовательно, и прозаически,

и потому онъ тесно связалъ свои живыя

картины Кавказа съ дййствшмъ поэмы. Онъ

рисуетъ ихъ не отъ себя, но передаетъ ихъ,

какъ впечатлены и наблюдены пленника—

героя поэмы, и оттого онй дышатъ особен­

ной жизнью, какъ будто самъ читатель ви-

дитъ ихъ собственными глазами на самомъ

месте. Кто былъ на Кавказе, тотъ не могъ

не удивляться верности картинъ Пушкина:

взгляните хотя съ возвышенностей, при но-

торыхъ стоитъ Пятигорски, на отдаленную

цепь горъ,—и вы невольно повторите мы­

сленно эти стихи, о которыхъ вами, можетъ

быть, не случалось вспоминать целые годы:

Великол’Ьпныя картины!

Престолы вЪчные сшЬговъ,

Очамъ казались ихъ вершины

Недвижной цЪпыо облаковъ,

И въ ихъ кругу колоссъ двуглавый.

Въ вИнцИ блистая ледяномъ,

Эльбрусъ огромный, величавый,

БЪлЪлъ на небЪ голубомъ.

Описаны дикой воли, разбойническаго ге­

роизма и домашней жизни горцевъ—дышатъ

чертами ярко верными. Но черкешенка, свя­

зывающая собой обе половины поэмы, есть

лицо совершенно идеальное и только внега-

нимъ образомъ верно действительности. Въ

изображены черкешенки особенно выказа­

лась вся незрелость, вся юность таланта

Пушкина въ то время. Самое доложены, въ

которое поставилъ поэтъ два главный лица

своей цоэмы, черкешенку и пленника,—это

положеше, наиболее пленившее публику,

отзывается мелодрамой и, можетъ быть, по

тому самому такъ сильно увлекло самого мо­

лодого поэта- Но — такова сила истиннаго

таланта!— при всей театральности положе-

шя, на которомъ завязанъ узелъ поэмы,

при всей его безцветности въ отношены къ

действительности — въ речахъ черкешенки

и пленника столько элегической истины чув­

ства, столько сердечности, столько страсти

и страданы, что ничймъ нельзя оградиться

отъ ихъ обаятельнаго увлечены, при самомъ

ясномъ сознаны въ то же время, что на

всемъ этомъ лежитъ печать какой-то дет­

скости. Съ особенной силой действуетъ на

душу читателя сцена освобождены пленни­

ка черкешенкой, и эти стихи—

Пилу дрожащей взявъ рукой,

Къ его ногамъ она склонилась:

Визжишь желп,зо подъ пилой,

Слеза невольная скатилась

И цЪпь распалась и гремитъ...

Чувство свободы борется въ этой сцене

съ грустью по судьбе черкешенки: вы пони­

маете, что, исполненный этого чувства сво­

боды, пленникъ не могъ нс предложить своей

освободительнице того, въ чемъ прежде такъ

основательно и благородно отказывалъ ей;

но вы понимаете также, что это только по-

рывъ, и что черкешенка, наученная страда-

шемъ, не могла увлечься этимъ иорывомъ.

П, несмотря на всю грусть вашу о погиб­

шей красавице, мученическая смерть которой

нарисована такъ поэтически, вы чувствуете,

что грудь ваша дышитъ свободнее по мере

того, какъ пленнику въ тумане начинаготь

сверкать руескы штыки, а до его слуха до-

ходятъ оклики сторожевыхъ казаковъ.

Но что же такое этотъ пленникъ?—Это

вторая половина двойственнаго содержаны

и двойственнаго паеоса поэмы; этому лицу

поэма обязана своимъ успехомъ не меньше,

если не больше, чймъ яркимъ краскамъ Кав -

каза. Пленникъ это— «герой того времени».

Тогдашше критики справедливо находили въ

этомъ лице и неопределенность, и противо­

речивость съ самимъ собой, который делали

его какъ бы безличнымъ; но они не поняли,

что черезъ это-то именно характеръ плен­

ника и возбудилъ собой такой восторгъ въ

публике. Молодые люди особенно были вос­

хищены имъ, потому что каждый видйлъ въ

немъ болйе или менее свое собственное от­

ражены. Эта тоска юношей по своей утра­

ченной юности, это разочарованы, которому

не предшествовали никашя очарованы, эта

апаты души во время ея сильнейшей дея­

тельности, это кипены крови при душевномъ

холоде, это чувство пресыщены, последовав­

шее не за роскошнымъ пиромъ жизни, а сме­

нившее собой голодъ и жажду, эта жажда

деятельности, проявляющаяся въ совершен-

номъ бездействш и апатической лени,—ело-

вомъ, эта старость прежде юности, эта дрях­

лость прежде силы, все это—черты «геро­

евъ нашего времени» со .временъ Пушкина.

Но не Пушкинъ родилъ или выдумалъ ихъ:

онъ только первый указалъ на нихъ, потому

что они уже начали показываться еще до-,.