Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  264 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 264 / 734 Next Page
Page Background

519

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКАГО.

520

об'Ьихъ этихъ энохъ русской литературы,—■

и поэтому если «Душеньку» теперь н4тъ ни­

какой возможности прочесть отъ начала до

конца по доброй воле, а не по нужде, кото­

рая можетъ заставить прочесть и «Телема-

хиду», то «Руслана и Людмилу» можно толь­

ко перелистывать отъ нечего делать, но уже

нельзя читать, какъ что-нибудь дельное. Ея

литературно-историческое значеше гораздо

важнее знaчeнiя художественнаго. По своему

содержант и отделке она принадлежите къ

числу переходныхъ пьесъ Пушкина, кото-

рыхъ характеръ составляетъ п о д н о в л е н ­

н ы й к л а с с и ц и з м ъ : въ нихъ Пушкинъ

является улучшеннымъ, усовершенствован-

нымъ Батюшковымъ. Въ «Руслан!; и Людми­

ле», какъ мы уже сказали выше, нйтъ ни

признака романтизма; даже ощутителенъ не-

достатокъ поэзш, несмотря на все изящество

выраженш и всю прелесть стиха, неслыхан­

ный до того времени. Скажемъ больше: даже

со стороны формы—какъ немного она выше

обветгаалыхъ формъ прежней поэзш,—есть

звенья, соедивяющш «Руслана и Людмилу»

съ прежней школой поэзш; мы разумйемъ здесь

употреблеше словъ «брада, «глава» и произволь­

ное употребдеше усйченныхъ ирилагатель-

ныхъ, которыхъ въ поэме Пушкина найдется

больше десятка. Словомъ, если бъ не недоста-

токъ самомыслителъноети и не избытокъ при­

вычки, такъ-называемые классики того време­

ни должны были бы торжествовать, какъ свою

победу надъ такъ-называвшимися тогда ро­

мантиками, появлеше «Руслана и Людми­

лы»,—на Пушкине сосредоточить всЬ на­

дежды своей партш, а истиннаго представи­

теля романтизма, следовательно, самаго опас-

наго пхъ врага, видеть въ Жуковскомъ. Въ

самомъ дел*, некоторые изъ нихъ были какъ

будто близки къ этому взгляду. Въ «Вестнике

Европы» 1824 года одинъ классикъ разсердил-

ся за то, что Верстовсшй, положивинй на

музыку «Черную Шаль» Пушкина назвали

ее кантатой.

„Почему (говорить бутырсмй классикъ) Вер-

стовсшй возвелъ простую иЪсню на степень кан­

таты? Такого ли содержанш бываютъ кантаты

собственно такъ называемыя? Такими ли видвмъ

ихъ у Драйдена, у Жанъ-Баптиста Руссо п у дру-

гихъ поэтовъ знаменитыхъ?

(Хороши знамени­

тости—Драйденъ и Жанъ-Баптистъ Руссо!).

Истощивъ средства свои на страсти, бунтугощш

въ душП безвЪстнаго человека, что употребить

онъ, когда нужно будетъ силою музыки возвы­

сить значительность словъ въ гЬхъ кантатахъ,

где историчесюя или миеологическш во многихъ

отношешяхъ намъ известныя и для всехъ про-

свещенныхъ людей занимательныя лица стра-

даютъ или торжествуютъ?—Въ песне Пушкина

представляется намъ какой-то молдаванинъ,

убивппй какую-то любимую имъ красавицу, ко­

торую соблазнилъ какой-то армянинъ. Достойно

ли это того, чтобъ искусный композиторъ изыс-

кивалъ средства потрясать сердца слушателей,

чтобъ для песни тратилъ сокровища музыки? Не

значить ли это воздвигнуть огромный пъеде-

сталъ для маленькой красивой куклы, хотя бы

она была сделана на Севрской фабрике? Уга­

дываю причины, побудившш Верстовскаго къ

сему подвигу, и знаю иапередъ одинъ изъ отвЪ-

товъ:

„А.

Пушкинъ принадлежите къ числу

первокласеныхъ поэтовъ нашихъ.“ Что касает­

ся до стихотворства, я самъ отдаю ему совер­

шенную справедливость; стихи его отмени о

гладки, плавны, чисты; не знаю, кого изъ

нашихъ сравнивать съ нимъ въ искусстве сто-

посложетя; скажу более:

Пушкинъ не охот­

ника щеголять эпитетами, не бросается ни въ

сентиментальность, ни въ таинственность,

ни въ надутость, ни въ пустословге; онъ живъ

и стремшьеленъ въ разсказп; употребляешь

слова въ надлежащемъ ихъ смыелчъ; наблю

-

даетъ умную сораз.игърпость въ раздгъленш

мыслей:

все это составляетъ

внпшпюю

(?) кра­

соту его стихотворений. Где жъ однако те ка­

чества, который, по словамъ Горащя, соста-

вляютъ поэта? где mens divinior? где os magna

sonaturum?“ (№ 1, стр. 70 и 71).

Замечаете ли, что нашъ бутырскШ критике

видйлъ кое-что въ Пушкине, и если не уви­

дели всего,—ему помешала привычка. Пуш­

кинъ не любилъ щеголять эпитетами, не

бросался ни въ сентиментальность, ни въ

таинственность, ни въ надутость, ни въ пу­

стослова; онъ живъ и стремителенъ въ раз-

сказе, употребляете слова въ надлежащемъ

ихъ смысле, наблюдаете умную соразмер­

ность въ разделеши мыслей: все это действи­

тельно составляло неотъемлемыя качества.

Пушкинской поэзш, и качества великш; но—

видите ли—по ишЬино бутырскаго классика,

это не больше, какъ внешняя i?) красота

стихотворенш Пушкина, потому что где же въ

нихъ m ens d iv in io r (божественное безумш,.

пзступлеше, восторге), где os m a g n a sona-

tu rum ? А чтб такое разумели подъ этимъ на­

ши псевдо-классичесше критики? Вотъ что:

...Кто завЬсу мнЪ вечности расторгъ!

Я вижу молшй блескъ! Я слышу съ горня света

И то, и то!...

Прочтите всю превосходную сатиру Дми­

трова «Чужой Толки»-—и вы еще лучше

поймете, чтб наши классики разумели подъ

m ens d iv in io r. Хотя мнопе изъ первыхъ про­

изведений Пушкина (какъ, напримеръ, «Чер­

ная Шаль», «Наполеонъ*, «Андрей Шенье»)

не чужды декламацш и риторической напря­

женности, но для нашихъ классиковъ этого

было мало; они не могли увидеть въ Пушки­

не m ens d iv in io r,—такъ привыкли они къ

напыщенной шумихе одопешй своего времени!

Посмотрите, изъ чего хлопотали бедняжки:

изъ назвашй,.изъ словъ—«ода, кантата, пе­

сня» и т. и. Мы сами слышали однажды, какъ

глава классическихъ критиковъ, почтенный,

умный и даровитый Мерзляковъ, сказали съ

каеедры: «Пушкинъ пишете хорошо, но, Бо­

га ради, не называйте его сочинетй поэма­

ми!» Подъ словомъ «поэма» классики привы­

кли видеть что-то чрезвычайно важное. Съ