507
СОЧПИКН1Я В. Г. БМИНСКАГО.
508
Энциклопедии скептический причетъ,
И колшй Бомарше, и твой безносый Каста,
Все,
все уже прошли. Ихъ мненья, толки, страсти
Забыты для другихъ. Смотри, вокругъ тебя
Все новое кмпитъ, былое истребя.
Свидетелями бывъ вчерашняго паденья,
Едва опомнились младыя поколенья.
Жестокихъ опытовъ сбирая поздшй плодъ,
Они торопятся съ расходомъ свесть приходъ.
Имъ некогда шутить, обедать у Темиры,
Иль спорить о стихахъ. Звукъ новой, чудной
■ лиры,
Звукъ лиры Байрона развлечь едва пхъ могъ.
Вообще третья часть зашоочаетъ въ себ4
лучная мелшя пьесы Пушкина, не говоря
уже о двухъ превосходпЬйшихъ драматп-
ческихъ очеркахъ—«Моцарте и Сальери» п
«Пиръ во время чумы». Въ самомъ стихЬ
виденъ большой усн’Ьхъ. И между гГ>мъ ари-
стархами того времени эта часть была при
нята очень дурно. «Кавказе», «Обвале»,
«Монастырь на КазбекЪ», «На холмахъ Гру
зы лежитъ ночная мгла», «Не пленяйся
бранной славой», «Когда твои младыя лКта»,
«Зима. Что дКлать намъ въ деревн'Ь», «Зим
нее Утро», «Калмычкй», «Что въ имени те-
64 моемъ», «Брожу ли я вдоль улицъ
шумныхъ^, «Въ часы забавъ, иль праздной
скуки», «Къ Вельмож’Ь», «Поэту», «ОтвЪтъ
Анониму», «Пью за здравы Мери», «Б4сы»,
«Трудъ»,
«Цыгане», «Мадонна», «Эхо»,
«Клевегникамъ Россш», «Бородинская Го
довщина».
«Узннкъ»,
«Зимшй вечеръ»,
«Даръ напрасный, даръ случайный», «Ка-
ковъ я прежде былъ, таковъ и нын4 я»,_
«Анчаръ», «ПримЬты»: во вс4хъ этихъ пье-
сахъ критикан].! 1832 года увид’Ьли несо
мненные признаки падешя Пушкина!... То-
то были люди со вкусомъ!...
Четвертая часть преимущественно занята
русскими сказками и «Пёснями Западныхъ
Славяне»; мелкихъ пьесъ немного, но ов4
все превосходны. «Гусаръ», «Будрысъ и его
Сыновья», «Воевода»—мастерсше переводы
изъ Мицкевича»; «Красавица», две пьесы
«подражатй древнимъ» и «Элегш» («Безум-
ныхъ летъ угасшее веселье») принадлежать
къ лучшимъ произведеншмъ Пушкина. Кроме
того въ четвертой части напечатаиъ «Раз-
говоръ книгопродавца съ иоэтомъ», явив
шейся въ первый разъ въ виде предисловие
къ первой главе «Евгенш Онегина». Зтотъ
«Разговоре» отзывается первой эпохой по
этической деятельности Пушкина и не со-
всемъ кстати попалъ въ четвертую часть его
сочинешй.
Къ позднейшимъ еочиненшмъ Пушкина,
который бы должны были составить пятую
часть его мелкихъ стихотворешй, принадле
жать: «Туча», «Аквилонъ», «Пиръ Петра
Великаго», «Полководецъ» (одно изъ пре-
восходнейпгахъ создашй Пушкина), «По
крове, упитанный язвительною кровыо» (изъ
А. Шенье). Въ 1Х-й томъ пзданныхъ по
смерти его сочинешй вошли некоторыя изъ
старыхъ, неиопавшихъ по недосмотру въ
первые тома, и некоторый изъ новыхъ про-
изведешй, которыхъ авторъ не хотелъ печа
тать, а некоторый и изъ действительно по-
слЬднихъ его произведен^. Во всякомъ слу
чае лучшш пзъ няхъ: «Памятникъ», «Раз
лука», «Не дай мне Вогъ сойти съ ума»,
«Три ключа», «Пажъ или пятнадцатилетий
король», «Подражаше итальянскому», «По
дражаше арабскому» («Отрокъ милый, отрокъ
нежный»), «М. А. Г.», «Лицейская Годов
щина», «Къ Гнедичу» (Съ Гомеромъ долго
ты бесЬдовалъ одинъ), «Разставаше», «Ро-
мансъ», «Ночью во время безсонницы», «За-
клпнаше», «Канризъ», «Подражаше Данту»,
«Отрывокъ», «ПосхЬдше цветы», «Кто знаетъ
край, где небо блещетъ», «Осень», «Начало
поэмы». •-Герой», «Молитва», «Опять на ро
дине», да еще пропущенный вовсе: «Нетъ,
нетъ, не долженъ я, не смею, не могу» и
«Признаны» (А. И. О й).
До какого состоянш внутренний» просвет
лены возвысился духъ Пушкина въ послед
нее время, могутъ служить фактомъ две ма-
ленькш пьески—«Элегш» и «Три Ключа»:
Безумныхъ летъ угасшее веселье
Мне тяжело, какъ смутное похмелье;
Но, какъ вино, печаль мипувшихъ дней
Въ моей душе, чЪмъ старЪ, тТ,мъ сильней.
Мой путь унылъ. Сулитъ мне трудъ и горе
Грядущаго волнуемое море.
Но ие хочу, о другп, умирать!
Я жить хочу, чтобъ мыслить и страдать,
И, вЪдаю, мне будутъ наслажденья
Межъ горестей, заботъ и тревольненьл:
Морой опять гармошей упыось,
Надъ вымыеломъ слезами обольюсь,
И, можетъ быть, па мой закатъ печальной
Блесветъ любовь улыбкою прощальной.
Въ степи мщской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключъ юности—ключъ быстрый и мятежной,
Кипитъ, бежите, сверкая и журча;
Кастальсгай ключъ волною вдохновенья
Въ степи мщской изгнанииковъ поитъ;
Последний ключъ—холодный ключъ забвенья,
Онъ слаще всЬхъ жаръ сердца утолитъ.
Заключимъ нашъ обзоръ мелкихъ лириче-
скихъ пьесъ Пушкина мнЪшемъ о нихъ Го
голя,—мнйшемъ, въ которомъ, конечно, ска
зано больше и лучше, нежели сколько и какъ
сказали мы въ цЬлой етатъЬ нашей:
„Въ мелкихъ своих!) сочинетяхъ—этой пре
лестной антологш—Пушкянъразностороненъ не
обыкновенно и является еще обширнее, виднее,
нежели въ поэмахъ. Некоторый изъ этихъ мел
кихъ сочипенШ такъ резко ослепительны, что
ихъ способеиъ понимать всяюй, но зато большая
часть изъ нихъ, и при томъ саыыхъ лучшихъ,
кажется обыкновенной для многочисленной тол
пы. Чтобъ быть способну понимать ихъ, нужно
имЪть слишкомъ тонкое обоняше; нулсенъ вкусъ
выше того, который можетъ понимать только