501
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
502
наго художника. И когда онъ писали свои
лучппя творешя— «Скупого Рыцаря», «Еги
петски Ночи», «Русалку», «МЬднаго Всад
ника», «Галуба», «Каменнаго Гостя», онъ
всего мен’Ье разсчитывалъ на восторги пу
блики и потому не торопился издавать ихъ...
Изъ мелкихъ произведен^ его более
другихъ отличаются приеутствтмъ глубокой
и яркой мысли, и вместе си тЬмъ нащональ-
наго чувства, въ истинномъ значенш этого
слова, стихотворенн, посвященныя памяти
Петра Великаго. Имя Петра Великаго должно
быть нравственной точкой, въ которой дол
жны сосредоточиться все чувства, вей убе
ждены, вей надежды, гордость, благоговеше и
обожаше вейхъ русскихъ: Петри Велишй—
не только !творецъ бывшаго и настоящаго
величш Росси, но и всегда останется путе
водной звездой русскаго народа, благодаря
которой Росси будетъ всегда итти своей
настоящей дорогой къ высокой Ц’Ьли нрав-
ственнаго, человРческаго и политическаго
совершенства. И Пушкинъ нигде не является
ни столько высокими, ни столько нацюналь-
нымъ поэтомъ, какъ въ тЬхъ вдохновешяхъ,
которыми обязанъ онъ великому имени
творца Росси. Эти стихотворенн достойны
своего высокаго предмета. Жаль только,
что ихъ слишкомъ мало. Изъ поэмъ Петри
является въ «Полтаве» и «Мйдномъ Всад
нике»: объ нихъ мы будемъ говорить въ
следующей статье. Изъ мелкихц стихотво-
решй Петру посвящены только две пьесы,—
но это перлы поэзш Пушкина. ЕромР просто
ты и величш въ мысляхъ, въ чувствахъ и
въ выраженш, есть что-то русское, народное
въ самомъ тоне и складе этихъ пьесъ. Ето
изъ образованныхъ русскихъ (если онъ толь
ко действительно руссшй) не знаетъ превос
ходной пьесы, носящей скромное и, невиди
мому, незначительное названы «Стансовъ»?
Эта пьеса драгоценна русскому сердцу въ
двухъ отношеншхъ: въ ней, словно изваян
ный, является колоссальный образъ Петра;
въ связи съ ними находимъ въ ней поэтиче
ское пророчество, такъ чудно и вполне сбы
вавшееся, о блаженстве нашихъ дней:
Въ надеждЪ славы и добра
Гляжу впереди я безъ боязни:
Начало славныхъ дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой онъ привлекъ сердца,
Но нравы укротидъ наукой
И былъ отъ буйнаго стрЪльца
Предъ вимъ отличеиъ Долгорукой.
Самодержавною рукой
Онъ смЪло сЬялъ просвЪщенье,
Не презиралъ страны родной:
Онъ зналъ ея предназначенье.
То академикъ, то герой,
То мореплаватель, то плотники,
Онъ всеобъемлющей душой
На тронЪ вЪчный былъ работникъ.
Семейиымъ сходством!, будь же гордъ,
Во всемъ будь пращуру подобенъ:
Какъ онъ неутомимъ и твердъ,
И памятью, какъ онъ, пезлобепъ.
Какое ведшие и какая простота выражений
Какъ глубоко знаменательны, какъ возвы
шенно благородны эти простыя житгйсшя
слова— п д о т н п к ъ и р а б о т н и к ъ ! . . Кому
неизвЬстна также превосходная пьеса Пуш
кина— «Пиръ Петра Неликаго»? Это— вы
сокое художественное произведете и въ то
же время — народная песня. Нотъ передъ
такой народностью въ поэзш мы готовы
преклоняться; вотъ это— патрштпзмъ, передъ
которыми мы благоговеемъ... А ужъ воля
ваша, ни народности, ни патриотизма не
видимъ мы ни искорки въ новейшихъ «дра-
матическихъ представленшхъ» и ромапахъ
съ хвастливыми фразами, съ квашеной ка
пустой, кулаками и подбитыми лицами...
Никто изъ русскихъ поэтовъ не умели съ
такими непостижимыми искусетвомъ спры
скивать живой водой своей творческой фан-
тазш немножко дубоватые матершлы народ-
ныхъ нашихъ песенъ. Прочтите «Жениха»,.
«Утопленника», «Бесовъ» и «Зимшй Ве
черь»— и вы удивитесь, увидя, какой очаро
вательный мфъ поэзш умели вызвать поэтъ
своими волшебными жезломъ изътакихъ скуд-
ныхъ сташй... Эти пьесы въ тысячу рази луч
ше его же такъ-называемыхъ сказокъ,— этихъ
уродливыхъ искажешй и безъ того уродливой
поэзш... но о нихъ речь впереди. И если
такихъ пьесъ, какъ «Женихи», «Утоплен
ники», «Весы» и «ЗимнШ Вечери», у Пуш
кина немного, въ этомъ, конечно, виноваты
ограниченность и бедность сферы нашей
народной поэзш. Но Пушкинъ умедъ извлечь
изъ нея дивную поэму, на половину фанта
стическую, на половину фактически-поло-
жительную, и въ обоихъ едучаяхъ удиви
тельно поэтически верную действительность
русской жизни. Мы говоримъ о «Русалке»,
о которой, впрочемъ, речь также впереди.
Къ особенными чертами
Пушкинской
поэзш, резко отделяющими ее отъ прежней
школы,
принадлежать его художническая
добросовестность. Пушкинъ ничего не пре-
увелпчиваетъ, ничего не украшаетъ, ничемъ
не эффектируетъ, никогда не взводить на
себя великодепныхъ, но не испытанныхъ
ими чувствъ, и везде является такими, ка-
ковъ былъ действительно. Такъ, напримеръ,.
онъ узнаетъ о смерти той, любовь къ которой
заставила его лиру издать столько гармони-
ческихъ стоновъ: какой прекрасный случай
изобразить свое отчаяше, написать картину
страшной скорби, невыносимой муки!... Но
сердце наше - вЬчная тайна для насъ
самихъ... и вотъ какъ подействовала на
Пушкина роковая весть: