Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  252 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 252 / 734 Next Page
Page Background

495

С0ЧИНЕП1Я В. Г. ВЪЛИНСКАГО.

496

Когда любовго и н-бгой упоенный,

Безмолвно предъ тобой коленопреклоненный,

Я на тебя гляделъ и думалъ: ты моя,—

Ты знаешь, милая, лселалъ ли славы я;

Ты знаешь: удаленъ отъ в'Ьтреннаго света,

Скучая суетнымъ прозвашемъ поэта,

Уставъ отъ долгихъ бурь, я вовсе не внималъ

Жужжашю дальнему упрековъ и похвалъ.

Могли ль меня молвы тревожить приговоры,

Когда, склонивъ ко мне томительные взоры

И РУКУ на главу

мег

Ь

тихо наложивъ,

Шептала ты: скажи, ты любишь; ты счастливь?

Другую, какъ меня, скажи, любить не будешь?

Ты никогда, мой другъ, меня не позабудешь?

А я стесненное молчаше хранилъ,

Я наслаждетемъ весь полонъ быль, и мнилъ,

Что нетъ грядущаго, что грозный конь разлуки

Не придетъ никогда... И что же? Слезы, муки,

Измены, клевета, все на главу мою

Обрушилося вдругъ... Что я? где я? Стою,

Какъ путникъ, молншй постигнутый въ пусты-

И все передо мной затмилося! И ныне

[не,

Я новымъ для меня желатемъ томимъ:

Желаю славы я, чтобъ именемъ моимъ

Твой слухъ былъ нораженъ всечасно; чтобъ ты

Окружена была; чтобъ громкою молвою [мною

Все, все вокругъ тебя звучало обо мне;

Чтобъ, гласу верному внимая въ тишине.

Ты помнила мои последнш моленья

Въ саду во тьме ночной, въ минуту разлученья.

Это чувство юноши; но вотъ оно же—уже

чувство человека возмужалаго,—и въ немъ

та же трогающая душу гуманность, та же

артистическая прелесть:

Я васъ любидъ: любовь еще, быть можетъ,

Въ душе моей угасла не совсемъ;

Во пусть она наеъ больше не тревожить:

Я не хочу печалить васъ ничемъ.

Я васъ любилъ безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томимъ;

Я васъ любилъ такъ искренно, такъ нежно,

Какъ дай вамъ Вогъ любимой быть другимъ.

Наконецъ, это изящно-гуманное чувство

отзывается чбмъ-то благоуханно-святымъ въ

испытанномъ, но не побёжденномъ жизнью

поэте:

нетъ, нетъ, не долженъ я, не смею, не могу

Волнешямъ любви безумно предаваться!

Спокойствш свое я строго берегу

И сердцу не даю пылать и забываться.

Нетъ, полно мне любить. Но почему жъ порой

Не погружуся я въ минутное мечтанье,

Когда нечаянно пройдетъ передо мной

Младое, чистое, небесное созданье,—

Пройдетъ и скроется? Ужель не можно мне

Глазами следовать за ней, и въ тишине,

Благословлять ее на радость и на счастье.

14 сердцемъ ей желать все блага жизни сей:

Веселья, миръ души, безпечные досуги,

Все—даже счасНе того, кто избранъ ей,

Кто милой деве дастъ назваше супруги? ..

Кроме уже поименованныхъ и частью вы-

писанныхъ нами самобытны’хъ пьесъ изъ

первой части, перечтите тоже следующая,

который поименуемъ мы теперь въ хроно-

логическомъ порядке: «-Сожженное письмо»,

«Я помню чудное мгновенье», «Зимняя до­

рога», «ОгвЬтъ 0. Т***», «Ангелъ», «Соло­

вей», «Близъ м'Ьстъ, где царствуетъ Вене-

щя златая», «Наперсникъ», «Предчувствие»,

«ЦвКтокъ», «Не пой, красавица, при мне»,

«Городъ пышный, городъ бедный», «Птич­

ка», «Иностранка», «На холмахъ Грузш ле-

житъ ночная тбнь», «Не пленяйся бранной

славой», «ПоЪдемъ, я готовъ», «Когда твои

младыя дета», «Зима, чтб делать намъ въ

деревне?», «Калмычке», «Что въ имени тебе

моемъ?», «Брожу ли я вдоль улицъ шум-

ныхъ», «Ответь Анониму», «Пью за здра-

вю Мери», «Цыганы», «Мадонна», «Зимшй

вечеръ», «Каковъ я прежде былъ, таковъ

и ныне я», «Анчаръ», «Подъезжая подъ

Ижоры», «Приметы», «Красавица» (въ аль-

бомъ Г***), «Признаше» (къ Александре

Ивановне О—й), «Желаше», «Пажъ, или

пятнадцатилетий король», «Ея глаза», «Раз-

ставанш», «Романсъ»

(«Предъ испанкой

благородной»), «Последнш цветы», «Кто

знаетъ край, где небо блещетъ». Здесь не

названа только «Разлука» (Для береговъ

отчизны дальной»),—не названа для того,

чтобъ сказать, что едва ли гращозно-гуман-

ная муза Пушкина создавала что-нибудь

благоуханнее, чище, святее и вместе съ

темъ изящнее этого стихотворетя по чув­

ству и по форме.

Какъ на последнее доказательство пре­

обладали въ Пушкине художественнаго эле­

мента надъ всёми другими, какъ доказатель­

ство, что онъ, взявшись за перо, по воле

или по неволе, уже не могъ не быть худож-

никомъ даже въ светскомъ комплименте, въ

приветствш, возложенномъ приличшмъ, ука-

зываемъ на пьесы: «Баратынскому изъ Бес-

еарабш», «Примите Невсюй Альманахъ»,

«Княгине 3. А. Волконской», «Ответь Кате­

нину», «И. В. С***», «Ответь А. И. Готовце­

вой», «Е. Н. У***вой», «Сетованш», «А. Д.

Баратынской», «Д. В. Давыдову» (при по­

сылке исторш Пугачевскаго бунта), «Къ

женщине поэту», «В. С. Ф***» (при получе-

нш поэмы его', «Въ Альбомъ» («Долгосихъ

листовъ заветныхъ»).

Мы сказали, что чтеше Пушкина должно

сильно действовать на воспитанш, развитш

и образован^ изя

1

цно-гуманнаго чувства въ

человеке. Да; не во гневъ будь сказано на-

шимъ литературнымъ староверамъ, нашимъ

сухимъ моралистамъ, нашимъ черствымъ,

анти-эстетическимъ резонерамъ,—никто, ре­

шительно никто изъ русскихъ поэтовъ не

стяжалъ себе такого неосноримаго права быть

воспитателемъ и юяыхъ, и возмужалыхъ, и

даже старыхъ (если въ нихъ было и еще не

умерло зерно эстетическаго и человеческаго

чувства) читателей, какъ Пушкинъ, потому

что мы не знаемъ на Руси более н р а в-

с т в е н н а г о , при великости таланта, поэта,

какъ Пушкинъ. Староверы еще не могутъ