Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  251 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 251 / 734 Next Page
Page Background

493

Т. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

494

верное свидетельство есть его поэзы) была

внутренняя, созерцательная, художническая.

Пушкинъ не знадъ мукъ и блаженства, на-

кiя бываютъ сл'Ьдствтемъ страстно Д'Ьятель-

наго (а не только созерцательнаго) увлече­

ны живой, могучей мысли, въ жертву кото­

рой приносится и жизнь, и талангь. Онъ не

принадлежалъ исключительно ни къ какому

учевио, ни къ какой доктрине; въ сферё

своего поэтическаго мщосозерцашя онъ, какъ

художник! но преимуществу, былъ гражда-

нинъ вселенной, и въ самой исторш, такъ

же какъ и въ природе, виделъ только мо­

тивы для своихъ поэтическихъ вдохновен1й,

матерщлы для своихъ творческихъ концеп-

щй. Почему это было такъ, а не иначе, и

къ достоинству или недостатку Пушкина

должно это отнести? Если бъ его натура была

другая, и онъ шелъ по этому несвойствен­

ному ей пути, то безъ сомненш это было

бы въ немъ больше, чемъ недостатком!; но

какъ онъ въ этомъ отношеши былъ только

веренъ своей натуре, то за это его такъ же

нельзя хвалить или порицать, какъ одного

нельзя хвалить или порицать за то, что у

него черные, а не русые волосы, и другого

за то, что у него русые, а не черные.

Лиричесюя ’произведенш Пушкина въ осо­

бенности подтверждают! нашу мысль о его

личности. Чувство, лежащее въ ихъ осно­

ваны, всегда такъ тихо и кротко, несмотря

на его гдубокость, и вместе съ темъ такъ

человечно, г у м а н н о ! И оно всегда про­

является у него въ форме, столь художни­

чески спокойной, столь грахцозной! Что со­

ставляет! содержанш мелкихъ иьесъ Пуш­

кина? Почти всегда любовь и дружба, какъ

чувства, наиболее обладавшш поэтомъ и быв­

ших непосредственным! источником! сча­

стья и горя всей его жизни. Онъ ничего не

отрицаетъ, ничего не проклинаетъ, на все

смотритъ съ любовью и благословешемъ. Са­

мая грусть его, несмотря на ея глубину,

какъ-то необыкновенно светла и прозрачна;

она умиряетъ муки души и целвтъ раны

сердца. Обнцй колоритъ ноэзш Пушкина и

въ . особенности лирической — внутренняя

красота человека и лелеющая душу гуман­

ность. Еъ этому прибавим! мы, что если

всякое человеческое■чувство уже прекрасно

по тому самому, что оно человеческое (а не

животное), то у Пушкина всякое чувство еще

прекрасно, какъ ч у в с т в о и з я щ н о е Мы

здесь разумеем! не поэтическую форму, ко­

торая у Пушкина всегда въ высшей степе­

ни прекрасна; нетъ, каждое чувство, лежа­

щее въ основанш каждаго его стихотворе­

ны, изящно, гращозно и виртуозно само по

себе: это не просто чувство человека, но

чувство человека-художника, человЕка-арти-

ста. Есть всегда что-то особенно благород­

ное, кроткое, нежное, благоуханное и гра-

щозное во всяком! чувстве Пушкина. Въ

этомъ отношеши, читая его творены, мож­

но превосходным! образомъ воспитать въ

себе человека, и такое чтеше особенно по­

лезно для молодыхъ людей обоего пола. Ни

одинъ изъ русских! поэтовъ не можетъ быть

столько, какъ Пушкинъ, воспитателем! юно­

шества, образователемъ юнаго чувства. По-

эзш его чужда всего фантастпческаго, меч-

тательнаго, ложнаго, призрачно-идеальнаго;

она вся проникнута насквозь действитель­

ностью; она не щладетъ на лицо жизни 6Е-

лидъ и румянъ, но показываетъ ее въ ея

естественной, истинной красоте; въ поэзш

Пушкина есть небо, но имъ всегда проник­

нута земля. Поэтому ноэзш Пушкина не

опасна юношеству, какъ поэтическая ложь,

разгорячающая воображены,—ложь, которая

ставить человека во враждебный отношены

еъ действительностью, при первомъ столкио-

венш съ ней, и заставляет! безвременно и

безплодно истощать свои силы на гибель­

ную съ ней борьбу. И при всемъ этомъ,

кроме высокаго художественнаго достоинства

формы, такое артистическое изящество че-

человеческаго чувства! Нужны ли доказатель­

ства въ подтверждена нашей мысли?—По­

чти каждое стихотвореше Пушкина можетъ

служить доказательством!. Если бъ мы захо­

тели прибегнуть къ выппскамъ, имъ не бы­

ло бы конца. Намъ стоило бы только по­

именовать целый рядъ стихотворешй; но,

чтобъ мысль наша имела надъ читателем!

убеждающую силу живого впечатлены, вы-

пишемъ здесь несколько пъесъ совершенно

различнаго тона и содержашя.

Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедаетъ!

На д-Ьвствениыхъ устахъ улыбка замираетъ.

Давно твоей иглой узоры и цветы

Не ожпвлялися. Безмолвно любишь ты

Грустить. О, я знатокъ въ девической печали!

Давно глаза мои въ душ! твоей читали

Любви не утаишь: мы любимъ, и какъ насъ,

Девицы н-Ьжныя, любовь волнуетъ васъ.

Счастливы юноши! Но кто, скажи, межъ нами,

Красавецъ молодой съ очами голубыми,

Съ кудрями черными'? Краснеешь?... Я молчу,

Но знаю, знаю все; и, если захочу,

То назову его. Не онъ ли вечно бродить

Вкругъ дома твоего и взоръ къ окну возводить?

Ты втайне ждешь е.го Идетъ, и ты бежишь,

И долго вследъ за нимъ незримая глядишь.

Никто на празднике блистательнаго мая

Межъ колесницами роскошными летая.

Никто изъ юношей свободней и смелей

Не властвуетъ конемъ по прихоти своей.

Это сама прелесть, сама граны, полная

души и нежности, страстная и «пленитель­

ная», выражаясь любимымъ эпитетомъ Пуш­

кина! Ни у какого другого русскаго поэта

не найдете вы стихотворевш, въ которомъ

бы такъ счастливо сочетались изящно-гуман­

ное чувство съ пластически изящной формой.