Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  250 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 250 / 734 Next Page
Page Background

491

СОЧИНЕШЯ В. Г. Б'ЬЛИНСКАГО.

492

что нельзя определить, въ чемъ же состоитъ

эта национальность. Въ томъ, что ГГушкияъ

чувствовалъ и пиеалъ такъ, что его соотече-

ственникамъ казалось, будто это чувствуютъ

и говорятъ они сами. Прекрасно! Д а к а к ъ

же чувствуютъ н говорятъ они? ч'Ьмъ отли­

чается ихъ способъ чувствовать и говорить отъ

способа другихъ нащй?... Вотъ вопросы, на ко­

торые не можетъ дать ответа настоящее, ибо

Россш по преимуществу—страна будущая...

Обращаясь снова къ нашей мысли о ху­

дожественности, какъ лреобладающемъ па-

ооеЬ поэзш Пушкина, яам'Ьтимъ еще его уди­

вительную способность дЬлать поэтическими

самые прозаичесше предметы. Что, напри-

м4ръ можетъ быть прозаичнее выезда въ

саняхъ мод! аго франта въ сюртуке съ бо-

бровымъ воротникомъ? Но у Пушкина это—

поэтическая картина:

Ужъ темно; въ санки онъ садится:

„Пади! пади!“ раздался крикъ;

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротникъ.

Или что можетъ быть прозаичнее такой

мысли, что-де въ городе не было мостовой и

все тонули въ грязи, но что уже въ немъ

начали делать мостовую? Страшно и поду­

мать втискать такую мысль въ стихъ! Но

Пушкинъ этого не побоялся, и у него вы­

шла поэтическая картина въ прекрасиыхъ

поэтическихъ етихахъ:

Въ году недель пять-шесть Одесса,

По воле бурнаго Зевеса,

Потоплена, запружена,

Въ густой грязи погружена.

ВсЬ домы на аршинъ загрязнутъ,

Лишь на ходуляхъ пЪшеходъ

По улиц* дерзаетъ вбродъ;

Кареты, люди тонутъ, вязнутъ,

И въ дрожкахъ волъ, рога склоня,

СмЪняетъ хилаго коня.

Но ужъ дробитъ каменья молотъ,

Скоро звонкой мостовой

Покроется спасенный городъ,

Какъ будто кованной броней.

Для Пушкина также не было такъ-назы-

ваемой н и з к о й п р и р о д ы ; поэтому онъ

не затруднялся никакимъ сравиешемъ, ни-

какимъ предметомъ, бралъ первый попав-

ппйся ему подъ-руку, и все у него являлось

поэтическимъ, а потому прекраснымъ и бла-

городвымъ. Какъ хорошо, напримеръ, это,

взятое изъ низкой природы, сравнеше:

Стократъ блажонъ, кто преданъ вЪр'Ь,

Кто, хладный умъ угомонивъ,

Покоится въ сердечной нЪгЬ,

Какъ пьяный путиикъ на ночлегп.

Пли какъ прекрасна у него вотъ эта «низ­

кая природа»:

Иныя нужны мн'Ь картины:

Люблю песчаный косогоръ,

Передъ избушкой двЪ рябины,

Калитку, сломанный заборъ.

На небгЬ сЪренысш тучи,

Передъ гумномъ соломы кучи,

Да прудъ иодъ сЪиыо липъ густыхъ—

Раздолье утокъ молодыхъ;

Теперь мила мн'Ь балалайка,

Да пьяный топотъ трепака

Передъ порогомъ кабака;

Мой идеалъ теперь—хозяйка,

Мои желаш.я—покой,

Да щей горшокъ, да самъ большой...

Тотъ еще не художникъ, котораго поэзш

трепещетъ и отвращается прозы жизни, кого

могутъ вдохновлять только высокш предметы.

Для истиннаго художника—где жизнь, тамъ

и поэзш.

Талантъ Пушкина не былъ ограничена

тесной сферой одного какого-нибудь рода,

поэзш: превосходный лирикъ, онъ уже го-

товъ былъ сделаться превосходнымъ драма-

тургомъ, какъ внезапная смерть остановила

его развитае. Эпическая поэзш также была

свойственнымъ его таланту родомъ поэзш.

Въ последнее время своей жизни онъ все

более и более наклонялся къ драмой роману

и по м'Ьр£ того отдалялся отъ лирической

поэзш. Равнымъ образомъ онъ тогда часто-

забывалъ стихи для прозы. Это самый есте­

ственный ходъ развитая великаго поэтиче-

скаго таланта въ наше время. Лирическая

поэзш, обнимающая собой м1ръ отущешй

и чувствъ, съ особенной силой кипящихъ-

въ молодой груди, становится тесной для мы­

сли возмужалаго человека. Тогда она делает­

ся его отдыхомъ, его забавой между д1зломъ..

Действительность современиаго намъ аира,

полнее, глубже и шире въ романе и дра­

ме. —О

поэмахъ и драматическихъ опытахъ.

Пушкина мы будемъ говорить въ следующей

статье, а теперь остановимся на его лирп-

ческихъ произведешяхъ.

Пушкина некогда сравнивали съ Вайро-

номъ. Мы уже не разъ замечали, что это

сравнеше более чемъ ложно, ибо трудно най­

ти двухъ поэтовъ, столь противоположныхъ

по своей натуре, а следовательно, и по па~

восу своей поэзш, какъ Байронъ и Пуш­

кинъ. Мнимое сходство это вышло изъ оши-

бочнаго понятая о личности Пушкина. Зная

кипучую, разгульную, исполненную тревогъ.

и бйдъ его юность, думали видеть въ немъ

духъ гордый, неукротимый, титаничесюй.

Основываясь на какомъ-нибудь десятке хо-

дившихъ по рукамъ его стихотворешй, испол-

ненныхъ громкихъ и смелыхъ, но темъ не

менее неосновательныхъ и поверхностныхъ

фразъ, думали видеть въ немъ поэтическая

трибуна. Нельзя было бы более ошибиться

во мнЬнш о человеке! Въ тридцать летъ.

Пушкинъ распрощался съ тревогами своей

кипучей юности не только въ етихахъ, но-

и на деле. Надъ «рукописными» своими стиш­

ками онъ потомъ самъ смеялся. Но все это

въ сторону; главное дело въ томъ, что на­

тура Пушкина (и въ этомъ случае самое