Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  248 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 248 / 734 Next Page
Page Background

487

С0ЧИНЕН1Я В. Г. ВМИНСКАГО.

488

н а ц 1 0 н а л ь н ы й поэтъ — тотъ, котораго

знаготъ вей сколько-нибудь образованные

классы, какъ, напримйръ, нймцы знаютъ

Гёте 'и Шиллера. Нашъ народъ не знаетъ

ни одного своего поэта; онъ доетъ себй до-

селй «Не бйды то сиЬжки», не подозревая

даже того, что поетъ стихи, а не прозу...

Следовательно, съ этой стороны смйшно

было и говорить объ эпитет* «народный»

въ прямйненш къ Пушкину, или къ какому

бы то ни было поэту русскому. Слово «на-

щональный» еще обширнее въ своемъ зна-

ненш, чймъ «народный». Подъ «народомъ»

всегда разумйютъ массу народокаеелешя,

самый низппй и основный слой государства.

Подъ «нащей» разумЬютъ весь народъ, вей

сословш, отъ низшаго до высшаго, соста­

вляющая государственное тйло. Нащональный

поэтъ выражаетъ въ своихъ твореншхъ и

основную, безразличную, неуловимую для

опредйлешя субсталщальную стихш, кото­

рой представителемъ бываетъ масса народа,

и определенное значеше этой субстанщаль-

ной стихш, развившейся въ жизни образо-

ваннМшихъ сословШ нацш. Нащональный

поэтъ— великое дйло! Обращаясь къ Пуш­

кину, мы скажемъ, по поводу вопроса о его

нацюнальности, что онъ не могъ не отразить

въ себй географически и физюлогически на­

родной жизни, ибо былъ не только руссшй,

но при томъ руссюй, наделенный отъ при­

роды геншльными силами; однако жъ въ томъ,

что называютъ народностью или нащональ-

ностью его поэзш, мы больше видимъ его

необыкновенно велиюй художничесюй тактъ.

Онъ въ высшей степени обладалъ этимъ

тактомъ действительности, который соста-

вляетъ одну изъ главныхъ сторонъ худож­

ника. Прочтите его чудную драматическую

поэму «Русалка»: она вся насквозь проник­

нута истинностью русской жизни; прочтите

его тоже чудную драматическую поэму « Ка­

менный Гость»: она и по природе страны,

п по нравамъ своихъ героевъ такъ и ды-

гаитъ воздухомъ Испаши; прочтите его «Еги­

петская ночи»: вы будете перенесены въ са­

мое сердце жизни издыхающего древняго

м

1

ра... Такихъ примйровъ удивительной спо­

собности Пушкина быть какъ у себя дома

во многихъ и самыхъ противоположныхъ

сферахъ жизни мы могли бы привести много,

но довольно и этихъ трехъ. И чтб же это

доказывает^ если не его художническую

многосторонность? Если онъ съ такой исти­

ной рисовалъ природу и нравы даже ни­

когда невиданныхъ имъ странъ. какъ же бы

его изображешя предметовъ русскихъ не от­

личались верностью природй? Чд'объ изед*-

довать основательнее этотъ вопросъ, мы

ечитаемъ нужнымъ сделать довольно боль­

шую выписку изъ статьи Гоголя «Несколько

-словъ о Пушкине».

„При имени Пушкина тотчасъ оеЪняетъ мысль

о русскомъ нащональиомъ поэте. Въ самомъ

деле, никто изъ поэтовъ нашихъ не выше его

и не можетъ более назваться нацюнальнымъ;:

это право решительно принадлежитъ ему. Въ

немъ, какъ будто въ лексиконе, заключилось

все богатство, сила и гибкость нашего языка.

Онъ более всЬхъ, онъ далее раздвинулъ ему гра­

ницы и более показалъ все его пространство..

Пушкинъ есть явлеше чрезвычайное и, можетъ

быть, единственное явлеше русскаго духа: это

руссшй человЪкъ въ его развитш, въ каком,ъ

онъ, можетъ быть, явится чрезъ двести лЬтъ.

Въ немъ русская природа, русская душа, рус­

сюй языкъ, руссюй характеръ отразились въ

такой лее чистоте, въ такой очищенной красоте»

въ какой отражается ландшафтъ на выпуклой

поверхности оптическаго стекла.

„Самая его жизнь— совершенно русская. Тотъ

же разгулъ и раздолье, къ которому иногда

позабывшись стремится руссюй и которое все­

гда нравится свежей русской молодежи, отра­

зились на его первобытныхъ годахъ ветуплешя

въ свЪтъ.— Судьба какъ нарочно забросила его

туда. где границы Россш: отличаются резкой,

величавой характерностью, где гладкая не­

измеримость Росши перерывается подъ облач­

ными горами и обвевается югомъ Исполин-

сгай, покрытый вечнымъ снегомъ, Кавказъ

среди знойныхъ долинъ доразилъ его; онъ,.

можно сказать, вызвалъ силу души его и разо-

рвалъ последшя цепи, который еще тяготели,

на свободныхъ мысляхъ. Его пленила'вольная

поэтическая жизнь дерзкнхъ горцевъ, ихъ схват­

ки, ихъ быстрые, неотразимые набеги; и съ этихъ

поръ кисть его прюбрела тотъ широгай размахъ, ,

ту быстроту и смелость, которая такъ дивила и

поражала только что начинавшую читать Рое-

сш. Рисуетъ ли онъ боевую схватку чеченца съ

казакомъ— слогъ его молтя; онъ также блещетъ,

какъ сверкающш сабли, и летптъ быстрее са­

мой битвы. Онъ одинъ только цевецъ Кавказа:

онъ влюбленъ въ него всей душой и чувства­

ми; онъ проникнуть и напитанъ его чудными

окрестностями, южнымъ небомъ. долинами пре­

красной Грузш и великолепными крымскими:

ночами и садами. Можетъ быть, оттого и въ сво­

ихъ творешяхъ онъ жарче и пламеннее тамъ„

где душа его коснулась юга На иихъ онъ не­

вольно означилъ всю силу свою, и оттого про­

изведены его, напитанныя Кавказомъ, волей

черкесской жизни и ночами Крыма, имели чуд^

нухо магическую силу: имъ изумлялись даже

те, которые не имели столько вкуса и развитш

душевныхъ способностей, чтобы быть въ силахъ

понимать его. Смелое более всего доступно,

сильнее и просторнее раздвигаетъ душу, а осо­

бливо юности, которая вся еще жаждетъ одного

необыкновеннаго. Ни одинъ поэтъ въ Росши не

имелъ такой завидной участи, какъ Пушкинъ.

Ничья слава не распространялась такъ быстро.

Все кстати и некстати считали обязанностью

проговорить, а иногда исковеркать каюе-нибудь

ярко сверкаюпце отрывки* его поэмъ. Его имя

уже имело въ себе что-то электрическое! и

стоило только кому-нибудь изъ досужихъ мара­

телей выставить его на своемъ твореши, уже-

оно расходилось повсюду.

„Онъ при самомъ начале своемъ уже былъ на-

щоналенъ, потому что истинная нащональностъ

состоитъ не въ описанш сарафана, но въ самомъ

духе народа. Поэтъ даже можетъ быть и тогда

нащоналенъ, когда опиеываетъ совершенно сто-

роншй мщъ, но глядитъ на него глазами своей.