Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  247 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 247 / 734 Next Page
Page Background

485

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

486

■обстоятельстве, потому что особенная при­

надлежность поэзш Пушкина и одно изъ

главнФ.йгаихъ преимущеетвъ его передъ По­

нтами прежнихъ школъ — полнота, окончен-

ность, выдержанность и стройность создашй.

Поэзш чувства, поэзш естественная не от­

личается этими качествомъ: въ ней всегда

видно усшпе высказать чувство, и оттого

стройность и соразмерность исчезаютъ въ

плодовитости. Въ поэзш художественной—

соразмерность, стройность, полнота и ров­

ность бываютъ уже естественными след-

ствшмъ творческой концепцш, художествен­

ной мысли, лежащей въ основаши поэтиче-

скаго произведенш. У Пушкина никогда не

бываете ничего лишняго, ничего недостаю-

щаго. но все въ меру, все на своемъ месте,

копецъ гармонпруетъ съ началомъ,—и, про-

читавъ его пьесу, чувствуешь, что отъ нея

нечего убавить и къ ней нечего прибавить.

Ж

въ этомъ, какъ и во всеми другомъ, Пуш-

кинъ является по преимуществу художникомъ.

Какъ истинный художники, Пушкине не

нуждался въ выборе поэтическихъ предме-

товъ для своихъ произведений, но для него

вей предметы были равно исполнены поэзш.

Его «Онегине». напримеръ, есть поэма со­

временной, действительной жизни не только

со всей ея иоэзшй, но и со всей ея прозой,

несмотря на то, что она писана стихами.

Тутъ и благодатная весна, и жаркое лето, и

гнилая дождливая осень, и морозная зима;

тутъ и столица, и деревня, и жизнь столич-

наго денди и жизнь мирныхъ помещиковъ,

ведущпхъ между собою незанимательный

разговори

О сьнокосе. о вииЪ,

О псарне, о своей родн'Ь;

тутъ и мечтательный поэтъ Леясшй, и три"

втльный забшка и сплетники Зарецюй; то

передъ вами прекрасное лицо любящей жен­

щины, то сонная рожа трактирнаго слуги,

отворяющаго, съ метлой въ руке, дверь ,ко-

■фейной,—и все они, каждый по-своему, пре­

красны и исполнены поэзш. Пушкину не

нужно было ездить въ Италш за картинами

прекрасной природы: прекрасная природа

была у него поди рукой здёсь на Руси, на

ея плоскихъ и однообразныхъ степяхъ, подъ

■ея вечно-серымъ небомъ, въ ея печальныхъ

деревняхь и ея богатыхъ и бедныхъ горо-

дахъ. Что для прежнихъ ноэтовъ было низко,

то для Пушкина было благородно; чт5 для

нихъ была проза, то для него была поэзш.

Осень для него лучше весны или лета, и,

читая эти стихи, вы не можете не согласиться

съ ними по крайней мере на то время, пока

ле увидите его же картины весны или лета:

Дни поздней осени бранятъ обыкновенно,

Но мн'Ь она мила, читатель дорогой:

Красою тихою, блистающей смиренно,

Какъ нелюбимое дитя въ семье родной,

Късебе меня влечетъ Оказатьвамъоткровенно:

Изъ годовыхъ временъ я радъ лишь ей одной;

Въ ней много добраго, любовникъ не тще­

славный,

УмЪлъ я отыскать мечтою своенравной.

Какъ это объяснить? Мне нравится она,

Какъ, вероятно, вамъ чахоточная дАва

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится безъ ропота, безъ гнЪва:

Улыбка на устахъ увянувшихъ видна;

Могильной пропасти она не слышитъ зАва,

Играетъ на лице еще багровый цвАть,

Она жива еще сегодня-завтра нАть.

Унылая пора! очей очарованье!

Прштна мнЪ твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

Въ багрецъ и въ золото одАтые лАса,

Въихъ сАняхъ ветра шумъ и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И рАдий солнца лучъ, и первые морозы,

И отдаленный сАдой зимы угрозы.

Русская зима лучше русскаго лЬта—этой

«карикатуры южныхъ зиме»: она похожа

на самое себя, тогда какъ наше лЬто столько

же похоже на лето, сколько декоращонныя

деревья въ театре похожи на настоящш

деревья въ лесу. Пугакинъ первый поняли

это и первый выразили. Его зима облпта

блескомъ роскошной поэзш:

Морозъ и солнце; депь чудесный!

Еще ты дремлешь, другъ прелестный.

Пора, красавица, проспись:

Открой сомкнуты нАгой взоры,

На встречу северной Авроры,

Зв'Ьздою севера явись!

Вечоръ, ты помпишь, выога злилась,

На мутномъ небе мгла носилась;

Луна, какъ бледное пятно,

Сквозь тучи мрачный желтАла,

И ты печальная сидАла—

А нынче .. погляди въ окно:

Подъ голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнцА, снЪгъ лежитъ;

Прозрачный лАсъ одинъ чернАете,

И ель сквозь иной зеленАете,

И рАчка подо льдомъ блеститъ.

Вся комната янтарнымъ блескомъ

Озарена Веселымъ трескомъ

Трещите затопленная печь.

Прштно думать о лежанкА.

Но знаешь: не велАть ли въ санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Другъ милый, предадимся бегу

Нетерпелпваго коня,

И навестимъ поля пустыя,

Леса,

недавно столь густые,

И берегъ милый для меня.

Поэзш Пушкина удивительно верна рус­

ской действительности, изображаете ли она

русскую природу, или русекте характеры: на

этомъ оенованщ обнцй голоси нареки его

русскими нацюнальнымъ, народными по­

этами.. Нами кажется это только на поло­

вину верными. Н а р о д н ы й п о э т ъ —

тотъ, котораго весь народи знаетъ, какъ, на­

примеръ, зпаетъ Францш своего Беранже;