481
I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.
482
удачны: «Кто на ен'Ьгахъ возрастилъ 0ео-
критовы нужный розы» и «На переводъ
Илтды».
Перечтите пьесы: «Домовому», «Недокон
ченная картина», «Возрождете», «Умолкну
скоро я», «Земля и Море», «Алексееву»,
«Ч***ву», «Зач^мъ безвременную скуку»,
«Люблю вашъ сумракъ неизвестный», и еще
более пьесы: «Простишь ли мне ревнивыя
мечты», «Ненастный день потухъ», «Ты вя
нешь и молчишь», «Къ морю»,—вглядитесь
и вслушайтесь въ этотъ стихъ, въ этотъ обо
рота мысли, въ эту игру чувства: во всемъ
найдете чистую поэзш, безукоризненное ис
кусство, полное художество, безъ малейшей
примеси прозы, какъ старое крепкое вино
безъ малейшей примеси воды. Въ некоторыхъ
изъ нихъ вы можете придраться къ мысли, не
достаточно глубокой, къ взгляду на вещи,
слишкомъ юному или слишкомъ отзывающе
муся эпохой; но со стороны поэзш выраженья
и поэзш созерцаыш вамъ нечего будетъ осу
дить. Сравните и эти пьесы съ произведешями
предшествовавшихъ Пушкину школъ рус
ской поэзш: между ними не будетъ никакой
связи; вы увидите совершенный перерывъ,
если не возьмете въ еоображете тйхъ пьесъ
Пушкина, который мы означили именемъ пе-
реходныхъ и о которыхъ говорили подробно
въ предшествовавшей статье. Это не зна
чить, чтобъ въ произведеншхъ прежнихъ
школъ не было ничего примечательнаго, или
чтобъ они были вовсе лишены поэзш: на-
противъ, въ нихъ много примечательнаго, и
они исполнены поэзш, но есть безконечная
разница въ характере ихъ поэзш и харак
тере поэзш Пушкина. Произведены; преж
нихъ школъ въ отношенш къ произведе-
шямъ Пушкина --то же, что народная песня,
исполненная души и чувства, народнымъ на-
певомъ пропетая просголюдиномъ, въ отно-
шенш къ лирической песне поэта-худож-
ника, положенной на музыку великимъ ком-
позиторомъ и пропетой великимъ певцомъ.
Сравнимъ для доказательства пьесу за-
мечательнейшаго изъ прежнихъ поэтовъ,
«Песня», съ пьесой Пушкина «Несчастный
день потухъ»:
О, милый другъ, теперь съ тобою радость!
А я одинъ—и мой печаленъ путь;
Живи, вкушай невинной жизни сладость;
Въ душ* не изменись; достойна счастья будь...
Но не отринь, въ толпЪ шгЬняемыхъ тобою,
Ты друга прежняго, увядшаго душою;
Веселье ихъ дЪли—ему отрадой будь;
Его, мой другъ, не позабудь.
О, милый другъ, намъ рокъ велЪль разлуку;
Дни, месяцы и годы пролетятъ,
Вотще къ тебе простру отъ сердца руку,—
Ни голосъ твой, ни взоръ меня не усладятъ;
Но и вдали съ тобой душа моя согласна,
Любовь ни времени, ни месту не подвластна;
Всегда, везде ты мой хранитель ангелъ будь,
Меня, мой другъ, не позабудь.
©оч. Б
ы и н с к а г о
.
Т. III.
О, милый другъ, пусть будетъ прахъ холодный
То сердце, гдЬ любовь къ тебе жила:
Есть лучппй М1ръ; тамъ мы любить свободны;
Туда душа моя ужъ все перенесла;
Туда всечастное стремить меня желанье;
Тамъ свидимся опять: тамъ наше воздаянье;
Сей .верой сладкою полна въ разлуке будь—
Меня, мой другъ, не позабудь.
"Чувство, составляющее паеосъ этого сти-
хотворенш, лишено простоты и естествен
ности, а следовательно, и истины; оно мо-
жетъ быть н а п у щ е н о на человека мечта
тельностью и поддерживаемо долгое время
упрямствомъ фантазш; но и напущенное
чувство, по странному противорйчш чело
веческой природы, такъ же можетъ быть
источникомъ блаженства и страдашя, какъ
и чувство истинное. Подъ этнмъ условшмъ
мы охотно донускаемъ, что приведенное нами
стихотворете, несмотря на его сентимен
тальность и отсутствш всякой страстности,
есть голосъ души, языкъ сердца, красноре-
чш чувства; но оно—не поэзш. Его форма
болйе красноречива, чемъ поэтична; въ его
выражети, болезненно грустномъ и расплы
вающемся, есть что-то прозаическое, темное,
лишенное мягкости и нежности художествен
ной отделки. А между темъ это одно изъ
лучшихъ произведешй старой школы русской
поэзш и въ свое время производило фуроръ.
Теперь сравните его съ пьесой Пушкина, въ
которой выражена та же мысль разлуки съ
любимымъ предметомъ:
Ненастный день потухъ; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Какъ привидЪте, за рощею сосновой
Луна туманная взошла...
Все мрачную тоску на душу мнЪ наводить!
Далеко тамъ луна въ шянш восходить;
Тамъ воздухъ напоенъ вечерней теплотой;
Тамъ море движется роскошной пеленой
Подъ голубыми небесами. .
Вотъ время: по горЪ теперь идетъ она
Къ брегамъ, нотопленнымъ шумящими волна-
Тамъ, подъ заветными скалами,
[ми;
Теперь она сидитъ печальна и одна...
Одна... никто предъ ней не плачетъ,не тоскуетъ;
Никто ея колЪнъ въ забвеньи не цКлуетъ;
Одна... ничьимъ устамъ она не предаетъ
Ии плечъ, ни влажныхъ устъ, ни персей бЪ-
лосшЬжныхъ
Никто ея любви небесной не достоишь.
Не правда ль, ты одна... ты плачешь... я спо-
коенъ.
Но если , - ..........................................................
Здесь не то: въ паеос’Ь стихотворения
столько жизни, страсти, истины!.. Луна,
восходящая надъ сосновой рощей, напоми-
наетъ поэту другую луну, которая въ это
томительное для его души время восходить
д а л е к о , т а м ъ , где природа такъ роскошно
прекрасна,—и поэтъ предается невольно
мечтЬ о ней , которая въ эту пору одна
идетъ къ берегу моря и садится подъ его
16