Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  243 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 243 / 734 Next Page
Page Background

477

I. ЕРЕТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

478

л'Ье какъ огромный фонарь, огромная печка;

но оно проливаетъ на землю яршй, весело

дрожаний, радостно играющгй лучъ,—и земля

встр'Ьчаетъ этотъ лучъ улыбкой, а въ этой

улыбке—невыразимое очароваше, неулови­

мая поэзш... Природа полна не однГхъ орга-

ническихъ силъ,—она полна и поэзш, кото­

рая наиболее свид'Ьтельствуетъ о ея жизни:

въ ея вЬчномъ движении, въ колыханш ея

дЬсовъ, въ трепете серебристаго листа, на

которомъ любовно играетъ лучъ солнца, въ

ропоте ручья, нЬянш ветра, волнующаго

золотистую жатву, разлитъ для человека та­

инственный блескъ и слышатся ему живые

голоса, то грустные и одинокие, какъ звуки

эоловой арфы, то веселые, радостные, какъ

песнь взвивающагося подъ небо жаворонка...

Человеки еще более иснолненъ поэзш. От­

чего вамъ такъ хочется расцеловать этого

ребенка, шумно играющаго на лугу; отчего

такъ пленяютъ васъ и его блестяпце чистой

радостью глаза, его дышащая блаженствомъ

улыбка, живость и резвость его движений?—

Что общаго между вами, измученнымъ

жизнью, опытомъ и житейскими заботами,—

вами, челов'Ькомъ пожилымъ и мудрымъ, и

между имъ, ничего не понимающими, почти

безсознательнымъ существомъ? Зачймъ же,

торопливо бйжа но важному дйлу съ озабо­

ченными видомъ, вы вдругъ остановились

на лугу, забывъ ваши важный дела, и съ

улыбкой умиденш смотрите на это дитя, и

чело ваше разгладилось и прояснело, забота

на мигъ слетела съ него, и улыбка счастья

на мгновенш осветила ваше угрюмое лицо,

какъ лучъ солнца, проникнувший сквозь щель

въ мрачное подземелье и трепетно заигравтшй

на сыромъ его полу?.. Оттого, что видъ это­

го дитяти пахнули на васъ поэзшй жизни...

Вотъ прекрасная молодая женщина: въ чер-

тахъ лица ея вы не находите никакого опре-

дЬленнаго выражении —это не олицетворенш

чувства, души, доброты, любви, самоотвер­

жении, возвышенности мысли и стремлешй,

словомъ, ничто не говоритъ вамъ въ этомъ

лице ни о какомъ резко выпечатавшемся

нравственномъ качестве: оно только пре­

красно, мило, одушевлено жизнью и больше

ничего; вы не влюблены въ эту женщину и

чужды желанно быть любимыми ей; вы спо­

койно любуетесь прелестью ея движешй,

гращей ея манеръ,—и въ то же время въ

ея присутствии сердце ваше бьется какъ-то

живее, и кроткая гармонии счастья мгно­

венно разливается въ душе вашей... Отчего

это, если не оттого, что красота сама по себе

есть качество и заслуга, и при томи еще ве­

ликая? Прекрасна и любезна истина и до­

бродетель, но и красота также прекрасна и

любезна, и одно другого стоитъ; одно дру­

гого заменить не можетъ, но то и другое въ

одинаковой степени составдяетъ потребность

нашего духа. Вотъ почему древше греки въ

евоемъ поэтическомъ политеизме обожестви­

ли не только истину, знаше, могущество,

мудрость, доблесть, справедливость, цбдому-

дрш, но и красоту, сопровождаемую харига-

ми любви и желашя... По ихъ религшзно-

му созерцашю, исполненному поэзш и жи­

зни, богиня красотыо бладала таинственными

поясомъ, —

. . . . всЬ обаянья въ немъ заключались:

Въ немъ и любовь, и желания, въ немъ и зна­

комства, и просьбы,

Льстивыя рЪчи, не разъ уловлявшш умъ и

разумныхъ.

Чтобы выразить всю силу неотразимаго влй-

янш на душу и сердце человека поэзш Го­

мера, греки говорили, что онъ похитили по-

ясъ Афродиты...

Пушкинъ первый изъ русскихъ поэтовъ

овладелъ поясомъ Киприды. Не только стихи,

но каждое ощущенш, каждое чувство, каж­

дая мысль, каждая картина исполнены у него

невыразимой поэзш. Онъ созерцали природу

и действительность подъ особеннымъ угломъ

зренш, и этотъ уголъ были исключительно

поэтический. Муза Пушкина это —девушка-

аристократка, въ которой обольстительная

красота и грациозность непосредственности

сочетались съ изяществомъ тона и благо­

родной простотой, и въ которой прекрасный

внутреннш качества развиты и еще более

возвышены виртуозностью формы, до того

усвоенной ею, что эта форма сделалась ей

второй природой.

Самобытный мелкш стихотворешя Пуш­

кина не воеходятъ далее 1819 года, и съ

каждыми следующими годомъ увеличиваются

въ числе. Изъ нихъ прежде всего обратимъ

внимаше на те маленький пьесы, который и

по содержанью, и по форме отличаются ха-

рактеромъ античности, и который съ перваго

раза должны были показать въ Пушкине

художника по превосходству. Простота и

обаяние ихъ красоты выше веякаго выраже­

нш: это музыка въ стихахъ

ж

скульптура

въ поэзш. Пластическая рельефность выра­

жения, стропй классический рисунокъ мысли,

полнота и оконченность цълаго, нежность и

мягкость отделки въ этихъ пьесахъ обнару-

живаютъ въ Пушкине счастливаго ученика

мастеровъ древняго искусства. А между теми

онъ не знали по-гречески, и вообще много-

стороншй, глубошй художничесюй инстинкта

заменяли ему изучеше древности, въ шко­

ле

которой воспитываются все европейсте

поэты. Этой поэтической натуре ничего не

стоило быть гражданиномъ всего мфа и въ

каждой сфере жизни быть какъ у себя дома;

жизнь и природа, где бы ни встретили онъ