Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  242 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 242 / 734 Next Page
Page Background

475

СОЧИНЕНШ В. Г. БЪЛИНСКАГО.

476

I

ко проблескивала временами въ частностяхъ,

и эти проблески тонули въ массе ритори­

ческой вода. Много было сделано для языка,

для стиха, кое-что было сделано и для поэ­

зш; но поэзш, какъ поэзш, то есть такой

поэзш, которая, выражая то или другое,

развивая такое или иное мщосозерцате,

прежде всего была бы по шей,— такой поэ­

зш ещё не было! Пушкинъ былъ призванъ

быть живыыъ откровешемъ ея тайны на Руси.

И такъ какъ его казначейш было завоевать,

усвоить навсегда русской земле поэзш какъ

искусство, такъ, чтобъ русская поэзш имела

потомъ возможность быть выражешемъ вся-

каго направлены, всякаго созерданш, не бо­

ясь перестать быть поэзый и перейти въ

риемованную прозу, — то естественно, что

Пушкинъ должеяъ былъ явиться исключи­

тельно художникомъ.

Еще разъ: до Пушкина были у насъ поэ­

ты, но не было ни одного поэта-художника;

Пушкинъ былъ первымъ русскимъ ноэтомъ-

художникомъ. Поэтому даже самыя первый

незрелый юношескш его произведенш, ка­

ковы: «Русланъ и Людмила», «Братья-Раз­

бойники», «Еавказсшй ПлЬнникъ» и «Бах-

чисарайстй Фонтанъ», отметили своимъ по-

явленымъ новую эпоху въ исторш русской

поэз1и. Bei, не только образованные, даже

мнопе просто грамотные люди, увидели въ

нихъ не просто новыя поэтическш произве­

дены, но совершенно новую поэзш, которой

они не знали на русскомъ языке не только

образца, но на которую они не видали ни­

когда даже намека. И эти поэмы читались

всей грамотной Pocciefl; он'Ь ходили въ те-

традкахъ, переписывались девушками, охот­

ницами до стишковъ, учениками на школь-

ныхъ скамейкахъ, украдкой отъ учителя, си­

дельцами за прилавками магазиновъ и лавокъ.

И это дйлалось не только въ столицахъ, но

даже и въ уЬздныхъ захолустьяхъ. Тогда-то

поняли, что раздичы стйховъ отъ прозы за­

ключается не въ риоме и размере только,

но что и стихи въ свою очередь могутъ быть

и поэтическш, и прозаическш. Это значило

уразуметь поэзпо уже не какъ что-то внеш­

нее, но въ ея внутренней сущности. Явись

теперь на Руси поэтъ, который былъ бы не­

измеримо выше Пушкина,— его появлеше

уже не могло бы наделать столько шума, воз­

будить такой обшдй, такой страшный энгу-

зшзмъ, потому что после Пушкина поэзш—

уже не невиданная, не неслыханная вещь. И

по тому же самому теперь уже слишкомъ сла­

бый успехъ могъ получить ноэтъ, который,

не уступая Пушкину въ таланте, даже пре­

восходя его въ этомъ отношеши, былъ бы,

подобно ему, преимущественно художникомъ.

Если въ поименованныхъ нами первыхъ

поэмахъ Пушкина видно такъ много этого

художества, которыми такъ резко отделились

оне отъ произведен^ прежнихъ школъ, то

еще более художества въ самобытныхъ ли-

рическихъ пьесахъ Пушкина. Поэмы, о ко-

торыхъ мы говорили, уже много потеряли

для насъ своей прежней прелести; мы уже

пережили и, следовательно, обогнали ихъ; но

мелкш пьесы Пушкина, ознаменованный са­

мобытностью его творчества, и теперь такъ

же обаятельно прекрасны, какъ и были во

время появлетя ихъ въ светъ. Это понятно:

поэма требуетъ той зрелости таланта, кото­

рую даетъ опытъ жизни,— и этой зрелости

нетъ нисколько въ «Руслане и Людмиле»,

«Братьяхъ-Разбойникахъ» и «Кавказскомъ

Пленнике», а въ «Бахчисарайскомъ Фон­

тане» заметешь только успехи въ искусстве;

но юность— самое лучшее время для лири­

ческой поэзш. Поэма требуетъ знавы жизни

и людей, требуетъ созданы характеровъ,

следовательно, своего рода драматизировки;

лирическая поэзш требуетъ богатства ощу-

щешй,— а когда же грудь человека наибо­

лее богата ощущеными, какъ не въ лета

юности?

Тайна Пушкинскаго стиха была заклю­

чена не въ искусстве «сливать послушныя

слова въ стройные размеры и замыкать ихъ

звонкой риемой», но въ тайне поэзш. Душе

Пушкина присущна была прежде всего та

поэзш, которая не въ книгахъ, а въ приро­

де, въ жизни,— присущно художество, печать

котораго лежитъ на «полномъ творенш сла­

вы». Разумъ— это духи жизни, душа ея; поэ­

зш— это улыбка жизни, ея светлый взглядъ,

играюицй всеми переливами быстро сменяю­

щихся ощущешй. Бываютъ женщины, ода­

ренный отъ природы редкой красотой,’ но

которыхъ строго правильный черты лица

поражаютъ какой-то сухостью, а движенш

лишены граши; такш женщины могутъ быть

по-своему ослепительно блестящими и воз­

буждать удивлены, но ихъ появлеше не за­

ставить ничье сердце забиться отъ неведо-

маго волненш, ихъ красота не родить любви,

а красота, не сопутствуемая харитой любви,

лишена жизни, лишена поэзш. Такъ точно

и природа, и жизнь возбуждали бы только

холодное удивлены, если бъ онй не были на­

сквозь проникнуты по шей; не любовью—

небеснымъ огнемъ жизни, а холодной сы­

ростью могилы веяло бы отъ нихъ. Пусть

светила небесныя образуютъ собой стройные

м1ры; не гймъ только возвышаютъ они душу

созерцаютцаго ихъ человека, но по шей сво­

его таинственнаго мерцанш, но дивной кра­

сотой живой игры своихъ бледно огнистыхъ

лучей; въ ихъ стройномъ ходе Пиоагоръ

виделъ не одну математику въ факте, но и

елышалъ гармонш М!ровъ... Если бъ солнце

только грело и светило, оно было бы не бо-