Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  240 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 240 / 734 Next Page
Page Background

471

СОЧИНЕНШ В. Г. БЕЛИНСКАГО.

472

стае, какое принимали въ этомъ предпгество-

вавнпе Пушкину поэты, равно какъ и нхъ

заслуги. Повторимъ зд'Ьсь уже сказанное нами

сравнены, что все эти поэты относятся къ

Пушкину, какъ малыя и велишя рЬки—къ

морю, которое наполняется ихъ водами. По­

эзш Пушкина была этимъ моремъ. По смы­

слу нашего еравневш, море больше и важнее

р’Ькъ; но безъ нихъ оно не могло бы обра­

зоваться. Такое сравнены не можетъ быть

оскорбительно для поэтовъ, предтпествовав-

шихъ Пушкину, особенно если мы напомнимъ

при этомъ, что поэтическая деятельность Жу-

ковскаго явилась на высшей степени своего

развитая и принесла самые сочные, зрелые и

прекрасные плоды свои уже при Пушкине, а

Ватюшковъ ногасъ для литературы въ цвете

лТтъ и силы. Чтобъ изложить нашу мысль

сколько возможно яснее и доказательнее, мы

посвятили особую статью па разборъ не только

учеянческихъ стихотворешй ребенка-Пуш-

кина, но я стихотворешй юногаи-Пушкина,

носящихъ на себе следы влшнш предшество­

вавшей школы. Эти последняя стихотворешя

несравненно ниже техъ, въ которыхъ онъ

явился самобытнымъ творцомъ, но въ то же

время они и далеко выше образцовъ, иодъ

влшншмъ которыхъ были написаны. Тогда же

мы заметили, что въ первой части «Стихо­

творешй Александра Пушкина» (1829) пьесъ,

писанныхъ иодъ вл1ян1емъ прежней школы,

больше, чемъ во второй, а въ третьей ихъ уже

нЬтъ вовсе, но что и въ первой части почти

на половину находится самобытныхъ стихо-

творешй Пушкина. Эта первая часть заклю-

чаетъ въ себе стнхотворенш, писанныя отъ

1815 до 1824 года; они расположены по го­

дами, и потому можно видеть, какъ съ каж­

дыми годомъ Пушкинъ являлся менее уче-

никомъ и подражателемъ, хотя и превзошед­

шими своихъ учителей и образцовъ,и болйе

самобытнымъ поэтомъ. Вторая часть заклю-

чаетъ въ себе пьесы, писанныя отъ 1825 до

1829 года, и только въ отделе стихотворешй

1825 года заметно еще некоторое влшнш

старой школы, а въ пьесахъ следующихъ за-

темъ годовъ оно уже исчезло совершенно. Чи­

тая стихотворешя Пушкина, отзывающаяся

влшншмъ прежней школы, чуве гвуешь и ви­

дишь, что была на Руси поэзш прежде Пуш­

кина; но, читая по выбору только самобыт­

ный его стихотворешя, не то что не веришь,

а совершенно забываешь, что была на Руси

поэзш и до Пушкина: такъ оригинален^ нови

и свежъ м1ръ его поэзш! Тутъ нельзя даже

сказать: то же, да не то! напротивъ, тутъ

невольно воскликнешь: не то, совершенно не

то! Стихъ Державина, часто столь неуклкшй

и прозаичесшй, нередко бываетъ въ поэти-

ческомъ отношеши могучи, ярокъ, но въ от­

ношены къпросодш, грамматике, синтакспсу

и особенно къ акустическими требованшмъ

языка онъ ниже стиха не только Дмитршва,

но и Карамзина; стихъ Дмитршва и даже

Озерова во всехъ этихъ отношеншхъ неиз­

меримо ниже стиха Жуковскаго и Батюш­

кова,—и было время, когда нельзя было не

верить, что поди перомъ этихъ двухъ поэ­

товъ стихи русский дошелъ до крайней и по­

следней степени совершенства, — и между

тЬмъ этотъ стихъ относится къ стиху Пуш­

кина такъ же точно, какъ стихъ Дмитршва и

Озерова относился къ стиху Жуковскаго и

Батюшкова... Правда, впоследствш, т. е. при

Пушкине, стихъ Жуковскаго много усовер­

шенствовался и въ переводе «Шильйонскаго

Узника», а также отчасти и въ переводе

«Суда въ Подземелья» походили на крепкую

дамасскую сталь, и у самого Пушкина нечего

противопоставить этому стиху; но эту сталь­

ную крепость, эту необыкновенную сжатость

и тяжело-упругую энергию ему сообщили тони

поэмы Байрона и характеръ ея содержанш,—

и Пушкинъ, если бы онъ написали поэму въ

такомъ тоне и духе, конечно, умели бы при­

дать этому стиху еще новый качества, се-

хранивъ главный, свойства стиха Жуковска­

го, —чему можетъ служить доказательствомъ

его поэма «Медный Всадники^. Обращаясь

къ общей характеристике стиха Жуковскаго

и Пушкина, мы снова повторяемъ, что только

при отсутствш эстетическаго чутья и такта

можно не видеть между ними огромной раз­

ницы... Мы не безъ умыс ла такъ много рас­

пространяемся о стихе: ибо поди стихомъ

разумеемъ первоначальную, непосредствен­

ную форму поэтической мысли,—форму, ко­

торая о д н а прежде и больше всего другого

свидетельствуетъ о действительности и силе

таланта поэта. Эго стихъ, который дается

талантомъ и вдохновешемъ, а трудомъ толь­

ко совершенствуется;—стихъ, который, какъ

тело человека, есть откровеше, существле-

ше души—идеи;—стихъ, которому нельзя вы­

учиться, нельзя подражать, иодъ который вся­

кая подделка, какъ бы ни была она ловка

и искусна, всегда будетъ мертва, относясь къ

нему, какъ искусно-сделанная восковая ста­

туя или автомата относится къ живому че­

ловеку. И потому стихъ Пушкина, въ само­

бытныхъ его пьесахъ вдругъ какъ бы сдЬ-

лавппй крутой поворота или р е зтй разрывъ

въ исторш русской поэзш, нарушивиий пре­

даны, явивппй собой что то небывавшее,

непохожее ни на что прежнее,—этотъ стихъ

былъ представителемъ новой, дотоле небыва­

лой поэзш. И что же это за стихъ! Антич­

ная пластика и строгая простота сочетались

въ немъ съ обаятельной игрой романтиче­

ской риомы; все акустическое богатство, вся

сила русскаго языка явилась въ немъ въ

удивительной полноте; онъ неженъ, сладо-