Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  239 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 239 / 734 Next Page
Page Background

469

I. КРИТИЧЕСКШ СТАТЬИ.

470

образны созданы велинаго поэта, но каждое

изъ нихъ живетъ своей жизнью, а потому и

им4етъ свой павосъ. Т'Ьмъ не менее весь мфъ

творчества поэта, вся полнота его поэтиче­

ской деятельности тоже им4етъ свой единый

паеосъ, къ которому паоосъ казкдаго отд4ль-

наго произведены относится какъ часть къ

целому, какъ оттенокъ, видоизменены глав­

ной идеи, какъ одна изъ ея безчисленныхъ

сторонъ. И это относится не къ однимъ од­

носторонним. поэтамъ, каковъ былъ, наир.,

Байропъ, но также и къ такимъ, которыхъ

произведены удивляютъ своей многосторон­

ностью и многоразличымъ иаправлевШ, ка­

ковъ, наир,, Шекспиръ. И это очень есте­

ственно: всякая личность единична; у ней

можетъ быть много интересовъ и направле­

н а , но всегда поцъ преобладающимъ влш-

нымъ одного главнаго; а такъ какъ личность

есть живой и непосредственный источникь

творческой деятельности, то и вей произве­

дены поэта должны быть запечатлены еди-

нымъ духомъ, проникнуты едиными паео-

сомъ. И вотъ этотъ-то паеосъ, разлитый въ

полноте творческой деятельности поэта, есть

ключъ къ его личности и къ его поэзш. Пер­

выми деломъ, первой задачей критика должна

быть разгадка, въ чемъ состоитъ паоосъ про-

изведешй поэта, котораго взялся онъ быть

изъяснителемъ и оцввщикомъ. Безъ этого онъ

можетъ раскрыть некоторый частный красо­

ты или частные недостатки въ произведе-

ншхъ поэта, наговорить много хорошаго à

propos къ ними; но значеше поэта и сущ­

ность его поэзш останутся для него такъ же

тайной, какъ и для читателей, которые ду­

мали бы найти въ его критике разрешены

этой тайны. Сверхъ того, онъ рискуетъ быть

или пристрастными хвалителемъ, или, чт5

одно и то же, пристрастными порицателемъ

поэта, приписать ему достоинства и недо­

статки, которыхъ въ немъ нетъ, или не за­

метить техъ, которые въ немъ есть. Но глав­

ное—онъ всегда ошибется въ общемъ вы­

воде своихъ изеледовашй о поэте. Именно

т а к и м ъ о б р а з о м ъ грешилапротивъ поэ-

товъ русская критика тридцатыхъ годовъ.

Такъ, наприм., одинъ критики того времени

поставили въ величайшую вину поэзш Жу-

ковскаго то, что она совершенно лишена на­

родности. Если бъ онъ поняли, что паоосъ

поэзш Жуковскаго есть романтизмъ—плодъ

жизни западной Европы въ средте века и,

следовательно, элементъ, котораго совершен­

но чужда русская народность,—онъ не стали

бы нападать на знаменитаго поэта за то, чтб

составляетъ его величайшую заслугу.

Говоря о такомъ многостороннемъ и разно-

образномъ поэте, какъ Пушкинъ, нельзя не

обращать внимашя на частности, нельзя не

указывать въ особенности на то или другое

даже изъ мелкихъ его стихотворений, и теми

менее можно не говорить отдельно о каждой

изъ болынихъ его пьесъ; нельзя также не

делать изъ него болъшихъ или меныпихъ

выписокъ; но, ограничившись только этими,

критики не далеко бы ушелъ. Прежде всего

нуженъ взглядъ обнцй не на отдельный

пьесы, а на всю поэзпо Пушкина, какъ на

особый и целый мфъ творчества. Этотъ об-

шдй взглядъ будетъ, въ лабиринте разнооб-

разныхъ и многочисденныхъ творений поэта,

артдепной нитью и для критика, и для его

читателей; при помощи итого взгляда сде­

лаются понятными и все частности, и не бу­

детъ нужды обращать вниманш на каждую

изъ нихъ, а только на главвейшш. Разу­

меется, этотъ обшдй взглядъ должен'ь быть

основанъ на вЬрномъ уразуменш иаеоса по­

эта. Но какъ объяснить и определить па­

еосъ—предварительно ли это сделать, такъ

чтобы указавший на отдельный пьесы толь­

ко подтверждать свою мысль, или начать ана­

литически и изъ разбора частностей дойти

до определены иаеоса? Мы думаемъ, что пер­

вое лучше, ибо творены Пушкина такъ из­

вестны всеми и каждому, что можно гово­

рить объ общемъ значеши его поэзш, не

боясь не быть понятыми. При томъ же наше

дело—раскрыть передъ читателями не про-

цессъ нашего изучены Пушкина, а оправ­

дать результатъ этого изучены.

Много и многими было писано о Пуш­

кине. Все его сочинены не составляютъ и

сотой доли порождеиныхъ ими печатныхъ

толковъ. Одни споры классиковъ съ роман­

тиками за «Руслана и Людмилу» составили

бы порядочную книгу, если бы ихъ извлечь

изъ тогдашнихъ журналовъ и издать вместе.

Но это было бы интересно только какъ

историчесюй фактъ литературной образован­

ности и литературныхъ нравовъ того вре­

мени,—фактъ, узнавъ который, нельзя не

воскликнуть:

СвЪжо преданы, а верится съ трудомъ.

И таковы все толки нашихъ аристарховъ

о Пушкине, и хвалебные, и порицательные;

изъ нихъ ничего не извлечешь, ничемъ не

воспользуешься. Исключены остается только

за статьей Гоголя «О Пушкине» въ «Ара-

бескахъ», изданныхъвъ 1835 году. Объ этой

замечательной статье мы еще не разъ вспо-

мянемъ въ продолжены нашего разбора.

Пушкинъ былъ призванъ быть первыми

поэтомъ-художникомъ Руси, дать ей поэзш,

какъ искусство, какъ художество, а не только

какъ прекрасный языки чувства. Само собой

разумеется, что одинъ онъ этого сделать не

моги. Въ первыхъ нашихъ статьяхъ мы изло­

жили весь ходъ изящной словесности на Руси,

показали начало и развиты ея поэзш, уча-