Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  238 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 238 / 734 Next Page
Page Background

467

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЬЛИНСКАГО.

46S

ченной и поэтической: первая—плодъ ума, вто­

рая— плодъ любви, какъ страсти. Но отчего

же, скажугъ, называть это паеосомъ, а не

страстью?—Оттого, что слово «страсть» за-

ключаетъ въ себй поняты болйе чувственное,

тогда какъ слово «паеосъ» заключаетъ въ

себй поняты болйе нравственное. Въ страсти

много индивидуальнаго, личнаго, своекорыст-

наго, темнаго; въ вей можетъ быть даже низ­

кое и подлое, по тому что можно питать страсть

не только къ женщинй, но к къ жеящинамъ,

не только къ славй, но и къ почестямъ, мож­

но питать страсть къ деньгамъ, къ вину, къ

гастрономш. Въ страсти много чисто чув-

ственнаго, кровнаго, нерви ческаго, тйлесна-

го, земного. Иодъ «паеосомъ» разумеется

тоже страсть, и при томъ соединенная съ вол-

нешемъ крови, съ потрясешемъ всей нервной

системы, какъ и всякая другая страсть; но

паеосъ всегда есть страсть, возжигаемая въ

душй человека и д е е й и всегда стремящаяся

къ идей, следовательно, страсть чисто духов­

ная, нравственная, небесная. Паеосъ простое

умственное поетижеше идеи превращаетъ въ

любовь къ идей, полную энергш и страстнаго

стремления. Въ философ]и идея является без-

плотной; черезъ паеосъ она превращается въ

тйло, въ дййствительный фактъ, въ живое

созданы. Отъ слова п а е о с ъ или п а т о с ъ

(pathos) происходить слово п а т е т и ч е -

CKi f l ,

наиболйе употребляемое въ отношении

къ драматической поэзш, какъ къ наиболйе

исполненной паеоса по своей сущности. Но мы

лучше объяснимъ значеше паеоса указаьчемъ

на него въ ьеликихъ произведеныхъ искус­

ства.

Паеосъ Шекспировской драмы «Ромео и

Джюльета» составляетъ идея любви,—и по­

тому пламенными волнами, сверкающими

яркимъ свйтомъ звйздъ, льются нзъ устъ

любовниковъ восторженныя п а т е т и ч е с к i я

рйчи... Это паеосъ любвн, потому что въ ли-

рическихъ монологахъ Ромео и Джюльеты

видно не одно только любованш другъ дру-

гомъ, но и торжественное, гордое, исполнен­

ное упоены, признаны любви, какъ боже-

ственнаго чувства. Въ тйхъ монологахъ Ро­

мео и Джюльеты, когда ихъ любви начало

угрожать несчастье, бурнымъ потокомъ изли­

вается энергш раздраженнаго чувства, вдругъ

всгрйтившее препятетвы своему вольному и

широкому разливу.—Паеосъ «Гамлета» со­

ставляетъ борьба негодованы на порокъ и

преступлены съ безсюпемъ вступить съ ними

въ открытый и отчаянный бой, какъ того

требуетъ сознаны долга. Гамлетъ въ покой-

номъ королй страстно любнлъ отца и высоко

уважалъ великаго человйка;— этотъ король

вйродомно, измйнннческн убитъ — и кймъ

же?— шутомъ и пьяницей, человйкомъ без-

душнымъ и подлымъ, который укралъ у сво­

его родного брата и корону, и жизнь, и честь

его жены, Гамлетовой матери, которая, но

ничтожеству своего характера, дйлитъ съ

убШцей своего царя и брата, а ея мужа, не­

праведно добытую власть и оскверненное

прелюбодйяшемъ ложе!... Сколько прнчинъ

для Гамлета мстить неумолимо, страшно за

поруганное право, за грйхъ цареубШства н

братоубЩства, за порокъ матери, за украден­

ную подъ полой корону, за добродйтель, за

велнчы, за себя самого!.. Онъ знаетъ, что ему

должно дйдать, на чтб его вызвала судьба,—

н онъ робйетъ предстоящаго подвига, блйд-

нйетъ страшнаго вызова, колеблется п толь­

ко говорить, вмйсто того чтобъ дйлать, въ

своей позорной нерйшительностн. Но если

слаба его воля, то душа его столько же ве­

лика, сколько и чиста. Онъ это созяаетъ,—и

съ какой горечью, съ какой страстью вы­

сказывается его презрйше къ самому себй

въ этихъ болыпихъ монологахъ, которые

тотчасъ, какъ онъ остается одинъ и сдержи­

ваемое доселй чувство получаетъ свободу,

вырываются изъ него, словно огромная рйка,

скинувшая съ себя вешюй ледъ и затопляю­

щая окрестный поля... Въ этихъ патетиче-

скихъ монологахъ выказывается весь паеосъ

этой трагедш, выступаетъ наружу та вну­

тренняя эксцентрическая сила, которая заста­

вила поэта взяться за перо, чтобъ сложить

съ души своей тяготившее ее бремя... Такихъ

примйровъ можно было бы привести много,,

но для объяснены нашей мысли довольно и

этихъ двухъ.

Итакъ, каждое поэтическое произведете

должно быть плодомъ паеоса, должно быть

проникнуто имъ. Безъ паеоса нельзя понять,

что заставило поэта взяться за перо и дало

ему силу и возможность начать и кончить

иногда довольно большое сочинены. Поэтому

выражены: «въ этомъ произведены есть идея,

а въ этомъ нйтъ идеи», не совсймъ точны и

опредйленны. Вмйсто этого должно говорить::

«въ чемъ состоитъ паеосъ этого произведе­

ны?» или «въ этомъ произведены есть па­

еосъ, а въ этомъ нйтъ». Это будетъ гораздо

опредйленнйе и точнйе: потому что мнопе

ошибочно принимаютъ за идею то, что мо­

жетъ быть идеей вездй, кромй произведены,

гдй ее думаютъ видйть, и гдй она въ самомъ-

то дйлй является просто резонерствомъ, кое-

какъ прикрытымъ сшивными лохмотьями

бйдной формы, изъ-подъ которой такъ и

сквозить его нагота. Паеосъ—другое дйло.

Надо быть совершенно лишеннымъ всякаго

эстетическаго такта, чтобъ увидйть паеосъ

въ произведены холодномъ, мертвомъ, въ ко-

торомъ идея съ формой слиты какъ масло съ

водой или сшиты на живую нитку бйлыми

стежками.

Какъ ни многочисленны, какъ ни разно-