Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  232 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 232 / 734 Next Page
Page Background

455

СОЧИНЕНШ В. Г. ЕЪЛИНСКАГО.

456

-

жетъ быть совершенъ наскоро и какъ-нибудь,

но требуетъ изученш, обдуманности и труда,

и времени. Въ лучшихъ иностранныхъ жур-

налахъ иногда рядъ статей объ одномъ пред­

мете тянется не одинъ годъ, и публика ни­

сколько не въ претензш за эту медленность.

Оценить критически такого поэта, какъ Пуш-

кинъ, — трудъ не маловажный, т4мъ болЬе,

что о немъ мало сказано, хотя и много пи­

сано. Обыкновенно восхищались отдельными

местами и частностями, или нападали на

частные недостатки,—и потому охарактеризо­

вать особенность поэзш Пушкина, определить

его значеше, какъ поэта русскаго, показать

его влдяше на современнпковъ и потомство,

его историческую связь съ предшествовав­

шими и последовавшими его поэтами—зна­

чить предпринять трудъ совершенно новый.

Какъ мы выполнимъ его—не наше дело су­

дить о томъ; по крайней мере мы хотимъ

делать, что можемъ и что обязаны, взявшись

за издате журнала. Несовершенство труда

извинительно; но нетъ оправдашй для ле­

ности и равнодушщ къ благороднымъ, важ-

нымъ интересамъ и вопросамъ, — равноду-

шш, происходящаго или отъ невежества,

или отъ корысгнаго расчета, или отъ того

и другого вместе...

У.

Въ гармонш соперникъ мой

Вылъ шумъ лЪсовъ, иль вихорь буйной,

Иль иволги папЬвъ живой,

Иль ночью моря гулъ глухой,

Иль шонотъ рЪчки тихоструйной.

Взглядъ на русскую критику.—П0КЯТ!е О

современной критике.—Изсдедованш па-

еоса поэта, какъ первая задача критики.—

Паеосъ поэзш Пушкина вообще.—Разборъ

лиричеснихъ произведены Пушкина.

Прежде, нежели приступить къ разсмотре-

нш техъ сочинешй Пушкина, который запе­

чатлены его самобытнымъ творчествомъ, по-

читаемъ нужнымъ изложить наше воззреше

на критику вообще. Доселе въ русской лите­

ратуре существовало два способа критико­

вать. Первый состоялъ въ разборе частныхъ

достоинствъ и недостатковъ сочиненш, изъ

котораго обыкновенно выписывали лучшш

или худшая места, восхищались ими иди осу­

ждали ихъ, а на целое еочинеше, на его духъ

и идею не обращали никакого внимании Съ

этимъ способомъ критики русскую литературу

познакомили Карамзинъ и Макаровъ; пер­

вый—своимъ разборомъ еочиненШ Богдано­

вича, второй

сочинешй Дмитрова. Такой

способъ критики, очевидно, поверхностенъ и

мелоченъ, даже доженъ, ибо если критикъ

смотритъ на частности иоэтическаго нроиз-

веденш безъ отношешя ихъ къ целому, то

необходимо долженъ находить дурнымъ хо­

рошее и хорошимъ дурное, смотря по произ­

волу своего личнаго вкуса. Подобная критика

могла существовать только въ эпоху стили­

стики, когда на сочиненш смотрели исклю­

чительно со стороны языка и слога, и восхи­

щались удачной фразой, удачнымъ стихомъ,

ловкимъ звукоподражаншмъ и т. п. Теперь

такая критика была бы очень легка, ибо для

того, чтобъ отличить хороппе стихи отъ сла-

быхъ или обыкновенныхъ, теперь не нужно

слишкомъ много вкуса, а довольно навыка и

литературной сметливости. Но, какъ все въ

игре начинается съ начала, то и такая кри­

тика для своего времени была необходима и

хороша, и въ то время не всяшй могъ съ

успехомъ за нее браться, а успевали въ ней

только люди съ умсмъ, талантомъ и знаншмъ

дела. Съ Мерзлякова начинается новый пе-

ршдъ русской критики: онъ уже хлопоталъ

не объ отдельныхъ стяхахъ и местахъ, но

разсматривалъ завязку и изложеше целаго

сочиненш, говорилъ о духе писателя, заклю­

чающемся въ общности его творешй. Это бы­

ло значительнымъ шагомъ впередъ для рус­

ской критики, темъ более, что Мерзляковъ

критиковалъ съ жаромъ, основательностью и

замечательными красноречшмъ. Ко, несмотря

на то, его критика была безплодна, потому

что была несвоевременна: онъ критиковалъ

на основаншхъ Батте, Блера, Лагарпа, Эшен-

бурга,—основаншхъ, который, не более какъ-

черезъ пять летъ, и въ самой Росши сдела­

лись анахронизмомъ. Съ двадцатыхъ годовъ

критика русская начала предъявлять претен­

зии на философт и выыше взгляды. Она уже-

перестала восхищаться удачными звукопо-

дралсаилями, красивыми стилемъ или ловкимъ

выражешемъ, но заговорила о народности, о

требовашяхъ века, о романтизме, о творче­

стве и тому подобныхъ, дотоле неслыханныхъ

новостяхъ. И это было также важными ша­

гомъ впередъ для русской критики, ибо если

она еще и сама темно и сбивчиво понимала

свои требованш, повторяемый ею съ чужого

голоса, темъ не менее она произвела ими

живую реакцио псевдо-классическому напра­

вленно литературы. Сверхъ того она прорв а

ла плотину авторитетства, которая держали

литературу въ апатической неподвижности и

идеи заменяла именами. Такъ, нанримеръ, пр-

всеми уме, даровашяхъ, учености и образе

ванности, которыми обладали Мерзляковъ,

онъ отъ души считали Хераскова, Сумаро­

кова и Петрова великими поэтами. Роман­

тическая критика первая осмелилась екзать-

правду объ этихъ писателяхъ и столкиуаь съ

пьедестала ихъ глиняные кумирьц котторые

сейчасъ же и развалились отъ этого толчка;

ведь глина—не медь и не мраморъ! Конеч­

но, какъ псевдо-классическая критика Мреа-