Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  230 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 230 / 734 Next Page
Page Background

451

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЫИНОКАГО.

452

И память радостей почившихъ

Привычной думою зоветъ...

Къ чему?...

Все окончаше этой прекрасной пьесы, за­

ключающее въ себе картину гроба юноши,

дышетъ такой светлой, ясной и отрадной

грустью, какую знала и дала знать мщу

только поэтическая душа Пушкина... Пьеса

«Къ Овидш» въ цЪломъ сбивается нисколько

на старинный дидактичесшй тонъ послатй,

но въ немъ много прекраснаго, и особенно

начиная съ стиха: «Суровый славянинъ, я

слезъ не проливалъ», до стиха: «Неслися

издали, какъ томный стонъ разлуки»; и луч­

шую сторону этого стихотворетя составляетъ

его элегичесшй тонъ.

Изъ переходныхъ стихотворешй Пушкина

слабейшими можно считать: «Русалку», «Чер­

ную Шаль», 4Сводъ неба мракомъ обложился».

«Русалка» прекрасна по идей, но поэтъ не

совладалъ съ этой идеей,—и кто хочетъ по­

нять, до какой степени прекрасна и испол­

нена поэзш эта идея, тотъ долженъ видеть

превосходное произведете нашего дарови-

таго живописца Моллера. Въ этой картине

художникъ воспользовался заимствованной

имъ у поэта идеей несравненно лучше, чемъ

самъ поэтъ. «Русалка» Пушкина отзывается

юношеской незрелостью; «Русалка» Моллера

есть богатое и роскошное создаше зрелаго

таланта.— «Черная Шаль» при своемъ по-

явленш возбудила фуроръ въ русской чи­

тающей публике, но, подобно «Гусару» Ба­

тюшкова, теперь какъ-то опошлилась и чрез­

вычайно нравится любетелямъ «песенни-

ковъ». Теперь очень не редкость услышать,

какъ поетъ эту пьесу какой-нибудь разгуль­

ный простолюдинъ вместе съ песней 0.

Глинки: «Вотъ мчится тройка удалая», или:

«Ты не поверишь, какъ ты мила»... «Сводъ

неба мракомъ обложился» есть не что иное,

какъ отрывокъ изъ новгородской поэмы

«Вадимъ», которую затевалъ, было, Пушкинъ

въ своей юности и которой суждено было

остаться неоконченной. Одинъ отрывокъ по-

мещенъ между «лицейскими» стихотворе-

ншми, въ IX томе, подъ назвашемъ «Сонъ»,

и Пушкинъ не хотелъ его печатать. Стнхъ

отрывка «Сводъ неба мракомъ обложился»

хорошъ, но прозаиченъ. Герои, выставлен­

ные Пушкинымъ въ этомъ отрывке,—сла­

вяне; одииъ—старикъ, другой —прекрасный

юноша съ кручиной въ глазахъ—

На немъ одежда славянина

И на бодрЪ слявянсшй мечъ,

Славянъ вотъ очи голубыя,

Вотъ ихъ и волосы златые,

Волнами падгше до плечъ.

Старикъ—человекъ бывалый:

Видалъ онъ дальшя страны,

По сушь, по морю носился,

Во дни былые, въ дни войны

На западЪ, на югЬ бился,

ДЬля добычу и труды

Съ суровымъ племенемъ Одена.

И передъ нимъ враговъ ряды

БЪжали, какъ морская нЬна,

Въ часъ бури, къ чернымъ берегамъ.

Внималъ онъ радостпымъ хваламъ

II арфамъ скальдовъ изступленныхъ,

И очи дЪвъ иноплеменныхъ

Красою чуждой привлекала

Очевидно, что это не те славяне, которые

втихомолку отъ исторш и украдкой отъ че­

ловечества жили да поживали себе въ сте-

пяхъ, болотахъ и дебряхъ нынешней Россш;

но славяне Карамзипсюе, которыхъ суще-

ствоваше и образъ жизни не подвержены ни

малейшему сомневш только въ «Исторш

Государства РоесШскаго». Изъ такихъ сла­

вянъ нельзя было сделать поэмы, потому что

для поэмы нужно действительное содержите,

и ея гороями могутъ быть только действи­

тельные люди, а не ученый фантазш и не

историчесшя гипотезы... Кто видалъ славян­

ине мечи? Дреколья и теперь можно видеть...

Кто видалъ славянскую боевую одежду вре-

менъ баснословнаго Вадима или баснослов­

ного Гостомысла?... Лапти и сермяги можно

и теперь видеть...

«Песнь о Вещемъ Олеге»—совсемъ другое

дело: поэтъ умелъ набросить какую-то по­

этическую туманность на эту более лириче­

скую, чемъ эпическую пьесу,—туманность,

которая очень гармонируетъ съ исторической

отдаленностью представленнаго въ ней героя

и событш и съ неопределенностью глухого

предашя о нихъ. Оттого пьеса эта исполнена

поэтической прелести, которую особенно воз-

выгааетъ разлитый въ ней элегически! тонъ

и какой-то чисто руссшй складъ изложешя.

Пушкинъ умелъ сделать интереснымъ даже

коня Олегова,—и читатель разделяетъ съ

Олегомъ жедаше взглянуть на кости его бое­

вого товарища:

Вотъ гЬдетъ могучзй Олегъ со двора,

Съ пимъ Игорь и старые гости,

И видятъ: на холмЪ, у брега ДнЪпра,

Лежать благородный кости;

Ихъ моютъ дооюди, засипаетъ ихъ пыль,

И вптеръ волнуетъ надъ ними ковыль...

Вся пьеса эта удивительно выдержана въ

тоне и въ содержанш; последтй куплетъ

удачно замыкаетъ собой поэтичестй емыслъ

целаго и оставляетъ на душе читателя пол­

ное впечатлеше:

Ковши круговые затгЬнясь шипятъ

На тризнЪ плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холмЪ сидятъ;

Дружина пируетъ у брега;

Бойцы поминаютлэ минувппе дни

И битвы, гдЪ вмЪетЪ рубились они.

Нельзя того же сказать о всехъ переход­

ныхъ пьесахъ Пушкина въ отношении къ