Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  229 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 229 / 734 Next Page
Page Background

449

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

450

Замечательно, что во второй части собра­

л и отихотворетй Пушкина уже меньше пе­

реходныхъ пьесъ, а въ третьей ихъ совсЬмъ

нЬтъ: въ ней содержатся только пьесы,

проникнутая насквозь самобытнымъ духомъ

Пушкина и отличаюшшся вс’Ьмъ совершен-

ствомъ художественной формы его созрев-

шаго и возмужавшаго генш. Въ первой ча­

сти всего больше переходныхъ пьесъ; но въ

ней же между переходными пьесами есть

довольно и такихъ, который по содержание

и по форме обличаютъ уже оригинальность

и самостоятельность, составляющш характеръ

Пушкинской лоэзш. Чтобы яснее было на-

шимъ читателямъ, что мы разумЬемъ подъ

«переходными» стихотворешями Пушкина,

мы поименуемъ и противоположныя имъ чи­

сто Пушкински пьесы, находящаяся въ пер­

вой части; они начинаются не прежде, какъ

съ 1819 года, въ такомъ порядке: «Мечта­

телю», «Уединеше»

(которое, впрочемъ,

только по содержанш, а не по формё, мож­

но отнести къ числу чисто Пушкинскихъ

пьесъ), «Домовому», «14. К.», «Недокончен­

ная картина», «Возрождете», «Погасло днев­

ное светило», и въ особенности начинаю-

щшея съ 1820: «Виноградъ», «О дева-роза,

я въ оковахъ», «Дориде», «РЬдЬетъ обла-

ковъ летучая гряда», «Нереида», «Дорида»,

«Ч***ву», «Мой другъ, забыты мной следы ми-

нувшихъ л'Ьтъ», «Умолкну скоро я», «Муза»,

<Дшнея», «Дева», «Приметы», «Земля и

Море», «Красавица передъ зерналомъ»,

«Алексееву», «Ч***ву», «Люблю вашъ су-

мракъ неизвестный», «Простишь ли мне рев-

нивыя мечты», «Ненастный день потухъ»,

«Ты вянешь и молчишь», «Къ Морю», «Ко­

варность», «Ночной Зефиръ» и «Подража­

ете Корану». Обо всТхъ этихъ пьесахъ наша

р^чь впереди; скажемъ сперва несколько

словъ только о «переходныхъ».

Въ переходныхъ пьесахъ Пушкинъ боль­

ше всего является счастливымъ ученикомъ

прежнихъ мастеровъ, особенно -Батюшкова,

—ученикомъ, победившимъ овоихъ учителей.

Стихъ его уже лучше, чемъ у нихъ, и пьесы,

въ целомъ, отличаются большей выдержан­

ностью. Собственно Пушкинский элементъ

въ нихъ составляеть элегическая грусть, пре­

обладающая въ нихъ. Съ перваго раза за­

метно, что грусть более къ лицу музе Пуш­

кина, более родственна ей, чемъ веселая и

шаловливая шутливость. Часто иная пьеса

начинается у него игриво и весело, а заклю­

чается уныдымъ чувствомъ, которое, какъ

финальный аккордъ въ музыкальномъ сочи­

нении одинъ остается на душе, изглаживая

въ ней все предтествовавппя впечатлеетя.

Маленькое стихотвореете «Друзьямъ» можетъ

служить образцомъ такихъ пьесъ и доказа-

тельствомъ справедливости нашей мысли.

Соч.

Б

ыинскаго

.

Т. III.

Поэтъ говоритъ о шумномъ дне разлуки, о

буйномъ пире Вакха, о кликахъ безумной

юности, при громе чашъ и звуке лиръ, и о

той широкой чаше,' которая, удовлетворяя

скиескую жажду, вмещала въ свои широте

края целую бутылку,—и вдругъ эта веселая,

шаловливая картина неожиданно заключает­

ся такой элегической чертой:

Я пилъ и думою сердечной

Во дни минувипе леталъ,

И горе

жизни

скоротечной,

И сны любви воспоминалъ.

Но грусть Пушкина не есть сладенькое

чувствованьице нежной, но слабой души:

это всегда грусть души мощной и крепкой,

и темъ обаятельнее действуетъ она на чи­

тателя, темъ глубже и сильнее отзывается

въ самыхъ сокровенныхъ тайникахъ его

сердца, н темъ гармоничнее потрясаегъ его

струны. Пушкинъ никогда не расплывается

въ грустномъ чувстве; оно всегда звенитъ

у него, но не заглушая гармонш другихъ

звуковъ души и не допуская его до моно­

тонности. Иногда, задумавшись, онъ какъ

будто вдругъ встряхиваетъ головой, какъ

левъ гривой, чтобъ отогнать отъ себя обла­

ко уныетя, и мощное чувство бодрости, не

изглаживая совершенно грусти, даетъ ей ка­

кой-то особенный освежительный и укрепля-

юнцй душу характеръ. Такъ и въ приведен­

ной нами сейчасъ пьесе внезапное чувство

мгновенной грусти тотчасъ же сменилось у

него бодрымъ и широкимъ размахомъ про­

ясневшей души:

Меня смешила, ихъ измена:

И скорбь исчезла предо мной,

Какъ исчезаетъ въ чашахъ ггЬна

Подъ зашипевшею струей.

Изъ переходныхъ пьесъ Пушкина лучшш

те, въ которыхъ более или менее прогдяды-

ваетъ чувство грусти, такъ что пьесы, вовсе

лишенный его, отзываются какой-то про­

заичностью, а при немъ и незначительный:

пьесы получаютъ значеше. Такъ, напримеръ,

пьеска «Я пережилъ мои желанья», какъ

ни слаба она, невольно останавливаете на

себе,

внимаете читателя своимъ последнимъ ку-

плетомъ: ,•

Такъ позднимъ хладомъ пораженный,] ^

Какъ бури слышенъ зимшй свистъ,!

Одинъ на ветке обнаженной

Трепещетъ запоздалый листъ.

Сколько этой поэтической, грусти, этого по-

этическаго раздумья въ прелестномъ стихо-

твореети «Гробъ Юноши»!

А онъ увялъ во цвете летъ!

И безъ него друзья лируютъ,

Другихъ уясъ полюбить успевъ,

Ужъ редко, редко именуютъ

Его въ бесЬде юныхъ девъ.

Изъ милыхъ женъ, его любившихъ,.

Одна, быть можетъ, слезы льетъ,

15