449
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
450
Замечательно, что во второй части собра
л и отихотворетй Пушкина уже меньше пе
реходныхъ пьесъ, а въ третьей ихъ совсЬмъ
нЬтъ: въ ней содержатся только пьесы,
проникнутая насквозь самобытнымъ духомъ
Пушкина и отличаюшшся вс’Ьмъ совершен-
ствомъ художественной формы его созрев-
шаго и возмужавшаго генш. Въ первой ча
сти всего больше переходныхъ пьесъ; но въ
ней же между переходными пьесами есть
довольно и такихъ, который по содержание
и по форме обличаютъ уже оригинальность
и самостоятельность, составляющш характеръ
Пушкинской лоэзш. Чтобы яснее было на-
шимъ читателямъ, что мы разумЬемъ подъ
«переходными» стихотворешями Пушкина,
мы поименуемъ и противоположныя имъ чи
сто Пушкински пьесы, находящаяся въ пер
вой части; они начинаются не прежде, какъ
съ 1819 года, въ такомъ порядке: «Мечта
телю», «Уединеше»
(которое, впрочемъ,
только по содержанш, а не по формё, мож
но отнести къ числу чисто Пушкинскихъ
пьесъ), «Домовому», «14. К.», «Недокончен
ная картина», «Возрождете», «Погасло днев
ное светило», и въ особенности начинаю-
щшея съ 1820: «Виноградъ», «О дева-роза,
я въ оковахъ», «Дориде», «РЬдЬетъ обла-
ковъ летучая гряда», «Нереида», «Дорида»,
«Ч***ву», «Мой другъ, забыты мной следы ми-
нувшихъ л'Ьтъ», «Умолкну скоро я», «Муза»,
<Дшнея», «Дева», «Приметы», «Земля и
Море», «Красавица передъ зерналомъ»,
«Алексееву», «Ч***ву», «Люблю вашъ су-
мракъ неизвестный», «Простишь ли мне рев-
нивыя мечты», «Ненастный день потухъ»,
«Ты вянешь и молчишь», «Къ Морю», «Ко
варность», «Ночной Зефиръ» и «Подража
ете Корану». Обо всТхъ этихъ пьесахъ наша
р^чь впереди; скажемъ сперва несколько
словъ только о «переходныхъ».
Въ переходныхъ пьесахъ Пушкинъ боль
ше всего является счастливымъ ученикомъ
прежнихъ мастеровъ, особенно -Батюшкова,
—ученикомъ, победившимъ овоихъ учителей.
Стихъ его уже лучше, чемъ у нихъ, и пьесы,
въ целомъ, отличаются большей выдержан
ностью. Собственно Пушкинский элементъ
въ нихъ составляеть элегическая грусть, пре
обладающая въ нихъ. Съ перваго раза за
метно, что грусть более къ лицу музе Пуш
кина, более родственна ей, чемъ веселая и
шаловливая шутливость. Часто иная пьеса
начинается у него игриво и весело, а заклю
чается уныдымъ чувствомъ, которое, какъ
финальный аккордъ въ музыкальномъ сочи
нении одинъ остается на душе, изглаживая
въ ней все предтествовавппя впечатлеетя.
Маленькое стихотвореете «Друзьямъ» можетъ
служить образцомъ такихъ пьесъ и доказа-
тельствомъ справедливости нашей мысли.
Соч.
Б
ыинскаго
.
Т. III.
Поэтъ говоритъ о шумномъ дне разлуки, о
буйномъ пире Вакха, о кликахъ безумной
юности, при громе чашъ и звуке лиръ, и о
той широкой чаше,' которая, удовлетворяя
скиескую жажду, вмещала въ свои широте
края целую бутылку,—и вдругъ эта веселая,
шаловливая картина неожиданно заключает
ся такой элегической чертой:
Я пилъ и думою сердечной
Во дни минувипе леталъ,
И горе
жизни
скоротечной,
И сны любви воспоминалъ.
Но грусть Пушкина не есть сладенькое
чувствованьице нежной, но слабой души:
это всегда грусть души мощной и крепкой,
и темъ обаятельнее действуетъ она на чи
тателя, темъ глубже и сильнее отзывается
въ самыхъ сокровенныхъ тайникахъ его
сердца, н темъ гармоничнее потрясаегъ его
струны. Пушкинъ никогда не расплывается
въ грустномъ чувстве; оно всегда звенитъ
у него, но не заглушая гармонш другихъ
звуковъ души и не допуская его до моно
тонности. Иногда, задумавшись, онъ какъ
будто вдругъ встряхиваетъ головой, какъ
левъ гривой, чтобъ отогнать отъ себя обла
ко уныетя, и мощное чувство бодрости, не
изглаживая совершенно грусти, даетъ ей ка
кой-то особенный освежительный и укрепля-
юнцй душу характеръ. Такъ и въ приведен
ной нами сейчасъ пьесе внезапное чувство
мгновенной грусти тотчасъ же сменилось у
него бодрымъ и широкимъ размахомъ про
ясневшей души:
Меня смешила, ихъ измена:
И скорбь исчезла предо мной,
Какъ исчезаетъ въ чашахъ ггЬна
Подъ зашипевшею струей.
Изъ переходныхъ пьесъ Пушкина лучшш
те, въ которыхъ более или менее прогдяды-
ваетъ чувство грусти, такъ что пьесы, вовсе
лишенный его, отзываются какой-то про
заичностью, а при немъ и незначительный:
пьесы получаютъ значеше. Такъ, напримеръ,
пьеска «Я пережилъ мои желанья», какъ
ни слаба она, невольно останавливаете на
себе,
внимаете читателя своимъ последнимъ ку-
плетомъ: ,•
Такъ позднимъ хладомъ пораженный,] ^
Какъ бури слышенъ зимшй свистъ,!
Одинъ на ветке обнаженной
Трепещетъ запоздалый листъ.
Сколько этой поэтической, грусти, этого по-
этическаго раздумья въ прелестномъ стихо-
твореети «Гробъ Юноши»!
А онъ увялъ во цвете летъ!
И безъ него друзья лируютъ,
Другихъ уясъ полюбить успевъ,
Ужъ редко, редко именуютъ
Его въ бесЬде юныхъ девъ.
Изъ милыхъ женъ, его любившихъ,.
Одна, быть можетъ, слезы льетъ,
15