Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  228 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 228 / 734 Next Page
Page Background

447

СОЧИНЕНЫ В. Г.

В'ЬЛИИеКЛГО.

448

нихъ поэтовъ, едва ли бы кто не испугался

пошлости и прозаичности этого слова. Мы

нарочно приводимъ яти, повидимому, мелшя

черты изъ «лицейскихъ» стихотворетй Пуш­

кина, чтобъ ими указать на будущаго пре­

образователя русской поэзш и будущаго на-

шональнаго поэта. Теперь странно видФть

какую-то смФлость въ употребленш слова

ты н ъ; но мы говоримъ не о теперешнемъ, а

о нрошломъ времени: что легко теперь, то

было трудно прежде. Теперь всяшй риемачъ

смФло употребляетъ въ стихахъ всякое рус­

ское слово, но тогда слова, какъ и слогъ,

разделялись на высокая и низкш, и фальши­

вый вкусъ строго запрещалъ употреблеше

иослФднихъ. Нуженъ бьтлъ талантъ могучгй

и смелый, чтобъ уничтожить эти австрал!йсше

т а б у въ русской литературе. Теперь смФш-

но читать нападки тогдашнихъ аристарховъ

на Пушкина, - такъ они мелки, ничтожны и

жалкн; но аристархи упрямо считали себя

хранителями чистоты русскаго языка и здра-

ваго вкуса, а Пушкина—иеказитедемъ рус­

скаго языка и вводителемъ всяческаго ли-

тературнаго и поэтическаго безвкусш...

Изъ тФхъ «лицейекихъ» стихотворетй

Пушкина, который мы назвали лучшими и

наиболее самостоятельными его произведе-

ншми, некоторый

ВНОСЛФДСТВШ

онъ измъ-

нилъ и нередФлалъ, и внесъ въ собранш

своихъ сочинешй. Такова, наприм'Ьръ, пьеса

«Друзьямъ».

Къ чему, веселые друзья,

Мое тревожить васъ молчанье?

Зап'Ьвъ последнее прощанье,

Ужъ муза смолкнула моя.

Напрасно лиру взялъ я въ руки

Бряцать веселья на пирахъ,

И на ослабленныхъ струнахъ

Искалъ потерянные звуки.

Богами вамъ еще даны

Златые дни, златыя ночи,

И на любовь устремлены

Огнемъ исполненный очи!

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечерь скоротечный,

И вашей радости безпечпой

Сквозь слезы улыбнуся

я.

Впосд’Ьдствш Пушкинъ такъ перед4лалъ эту

пьесу:

Богами вамъ еще даны

Златые дни, златыя ночи,

И томныхъ дКвъ устремлены

На васъ внимательный очи.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечерь скоротечный,

И вашей радости безпечной .

Сквозь слезы улыбнуся я.

Черезъ уничтожеше первыхъ восьми сти-

ховъ и перемену одпннадцатаго и двйна-

дцатаго изъ безобразнаго куска мрамора вы­

шла прелестная статуэтка... Мы не знаемъ,

были ли переправлены Пушкинымъ друия

изъ «лицейекихъ» его стихотворений, или

они съ нерваго раза удачно написались,—

только значительное число ихъ вошло въ со­

брате его сочинешй, изданныхъ въ 1826 и

1829 году. Такъ какъ собрате 1826 года,

вышедшее маленькой книжкой, потомъ все

вошло въ следующее четырехъ-томное изда-

ше (1829— 1835), составивъ первую его

часть,—то мы и будемъ ссылаться въ на-

шемъ разборе только на это последнее изда-

ше, тФмъ болФе, что оно выходило въ свфтъ

иодъ редашцей самого Пушкина.

Итакъ, въ первый томъ и отчасти во вто­

рой «Сочинешй Александра Пушкина» (1829)

много вошло его «лицейекихъ» стихотворе­

т й 1815—1817 годовъ, и потомъ такихъ

его стихотворетй, который писаны имъ

векорф но выходф изъ лицея и который

вмФстФ съ «лицейскими», вошедшими въ пер­

вый томъ изданш, можно охарактеризовать

именемъ п е р е х о д и ых ъ . Въ нихъ виденъ

уже Пушкинъ, но еще болЬе или менФе вер­

ный литературнымъ предашямъ, еще уче-

никъ предшествовавшихъ ему мастеровъ,

хотя часто и яобФждагощдй своихъ учителей;

поэ гъ даровитый, но еще не самостоятельный и

—если можно такъ выразиться—обфщаюшдй

Пушкина, но еще не Пушкинъ. Въ этихъ

н е р е х о д н ы х ъ стихотвореншхъ видна жи­

вая историческая связь Пушкина съ предше­

ствовавшей ему литературой, н они пере­

мешаны съ пьесами, въ которыхъ виденъ

уже зрелый талантъ и въ которыхъ Пушки иъ

является истиннымъ художникомъ, творцомъ.

новой поэзш на Руси.

Такими п е р е х о д н ы м и пьесами ечита-

емъ мы слФдующш: «Къ Лицишго», «Г'робъ

Анакреона»,

«Пробуждеше»,

«Друзьямъ»,.

«Пйвецъ», «Амуръ и Гименей», «Ш** ву»,.

«Торжество Вакха», «Разлука», «П***ну»,.

«Дельвигу», «Выздоровлеше», «Прелестни­

це», «Жуковскому», «Увы, зачФмь она бли-

стаетъ», «Русалка», «Стансы Т-му», «В-му»,.

«Кривцову», «Черная шаль», «Дочери Ка-

рагеорпя», «Война», «Я нережнлъ мои меч­

танья», «Гробъ юноши», «Къ Овидщ»,

«Песнь о ВФщемъ ОлегФ», «Друзьямъ,

«Гречанке», «Сводъ неба мракомъ обложил­

ся», «Телега жизни», «Прозерпина», «Вак­

хическая пФсня», «Козлову», «Ты и вы»

я нФсколько эпиграммъ, которыми оканчи­

вается втирая часть и которыми Пушкинъ

заплатилъ невольную дань тому времени,,

когда онъ вышелъ на поэтическое поприще.

Эпиграммы, мадригалы, надписи къ нортре-

тамъ были тогда въ болыномъ ходу и со­

ставляли особенный родъ поэзш, кото­

рому въ пштикахъ посвящалась особая

глава. Только Державинь и Жуковсшй не

писали эпиграммъ; но Батюшковъ былъ до

нихъ большой охотникъ и, вФроятно, его-то

примеръ особенно увлекъ Пушкина.