Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  227 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 227 / 734 Next Page
Page Background

445

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

446

будунцй Пушкянъ—не ученикъ, не подра­

жатель, а самостоятельный поэтъ:

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый мигъ въ увядшемъ сердц* множить

Вс* горести несчастливой любви

И тяжкое безумш тревожить.

Но я молчу; не слышенъ ропотъ мой.

Я слезы лью... мн* слезы утешенье.

Моя душа, объятая тоской,

Въ нихъ горькое находить наслажденье.

О, жизни сов ь! лети, не жаль тебя!

Исчезни въ тьм*, пустое привид'Ьнье!

Мн'Ь дорого любви моей мученье,

Пускай умру, но пусть умру-—любя!

Въ пьесе «Къ товарищами передъ вы­

пуском*» весть духъ, уже совершенно

чуждый прежней поэзш. И стихъ, и понятие,

и способъ выраженш —все ново въ ней, все

имЬетъ корнемъ своими простой и верный

взглядъ на дМствительность, а не мечты и

фантазш, облеченныя въ прекрасныя фразы.

Поэтъ, готовый съ товарищами своими

выйти на большую дорогу жизни, мечтаетъ

не о томи, что всЬ они достигнуть и бо­

гатства, и славы, и почестей, и счастья, а

предвидитъ то, чт5 всего чаще и всего есте­

ственнее бываетъ съ людьми;

Разлука ждетъ насъ у порогу;

Зоветъ насъ св*та дальшй шумъ,

И каждый смотритъ на дорогу

Въ волненьи юныхъ пылкихъ думъ.

Иной подъ киверъ спрятавъ умъ,

Уже въ воинственномъ наряд*

Гусарской саблею махнулъ;

Въ крещенской утренней прохлад*

Красиво мерзиетъ на парад*,

А грЪться *детъ въ карауль.

Другой, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатнаго въ прихожей

Нокорнымъ плутомъ зритъ себя.

Несмотря на всю незрелость и Д'Ьтскш ха-

трактеръ первыхъ опытовъ Пушкина, изъ

нихъ видно, что они глубоко и сильно со­

знавали свое призваше, какъ поэта, и смо­

трели на него, какъ на жречество. Его восхи­

щала мысль объ этомъ призванш, и онъ го­

ворить въ посланш къ Дельвигу:

Мой другъ! и я ггЬвецъ! и мой смиренный путь

Въ цв*тахъ украсила богиня п*еноп*нья,

И мн* въ младую боги грудь

Влшли пламень вдохновенья!

Жажда славы сильно волновала эту молодую

и пылкую душу, и заря поэтическаго без-

смертщ казалась ей лучшей нелью бытш:

Ахъ, в*даетъ мой добрый гешй,

Что предпочелъ бы я скор*й

Безсмерт1ю души моей

Везсмерпе своихъ творений.

Такихъ и подобных* этими стиховъ, доказы­

вающих*, сколь много занимало Пушкина

его поэтическое призванш, очень много въ

его «дицейскихъ» стихотвореншхъ. Между

ними замечательно стихотвореше «Къ моей

Чернильнице»:

Подруга думы праздной,

Чернильница моя!

Мой в*къ однообразный

Тобой украсилъ я.

Какъ часто, другъ, веселья

Съ тобою забывалъ,

Условный часъ похмгълья

И прадзничный бокалъ!

Подъ с*нью хаты скромной,

Въ часы печали томной,

Выла ты предо мной

Съ лампадой и мечтой.

Въ минуты вдохновенья

Къ теб* я приб*галъ

И музу призывалъ

На пиръ воображенья.

Сокровища мои

На дн* твоемъ таятся...

Тебя я посвятилъ

Занятшмъ досуга

И съ л*ныо примирилъ;

Она твоя подруга!

Съ тобой усп*хъ узналъ

Отшельникъ неизв*стный...

Зав*тный твой кристаллъ

Хранить огонь небесный;

И подъ-вечеръ, когда

.Перо по книжкп бродитъ,

Безъ всякаго труда

Оно въ тебгь находить

Концы моихъ стиховъ

И вгърность выраженья,

То звуковъ или словъ

Нежданное стеченье,

То пдкой шутки соль,

То странность ривмы новой,

Неслыханной дотоль.

Вотъ уже какъ рано проснулся въ Пушкине

артистичесшй элементъ: еще отрокомъ, безъ

всякаго труда находя въ чернильнице кон­

цы своихъ стиховъ, думали онъ о верности

выраженья и задумывался надъ неожидан­

ными стечешемъ звуковъ или словъ и стран­

ностью дотоле неслыханной новой риемы!

Къ какими же чертами принадлежать воль­

ность и смелость въ понятшхъ и словахъ.

Въ одномъ посланш онъ говорить:

Устрой гостями пирушку;

На столикъ вощаной

Поставь

пивную круоюку

И кубокъ пуншевой.

За исключешемъ Державина, поэтической

натуре котораго никакой предметъ не казал­

ся низкими, изъ поэтовъ прежняго времени

никто не решился бы говорить въ стихахъ

о пивной кружке, и самый пуншевый кубокъ

каждому изъ нихъ показался бы прозаиче­

скими: въ стихахъ тогда говорилось не о

кружкахъ, а о фшлахъ, не о пиве, а объ

амброзш и другихъ благородныхъ, но не су-

ществующихъ на беломъ свете яапиткахъ.

Затеявъ писать какую-то новгородскую по­

весть «Вадимъ», Пушкинъ, въ отрывке изъ

нея, употребили стихъ: «Но тынъ обросъ

крапивой дикой». Слово т ы н ъ , взятое прямо

изъ игра славянской и новгородской жизни,

норажаетъ сколько своей смелостью, столько

и поэтическими инстинктомъ поэта. Изъ преж-