Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  225 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 225 / 734 Next Page
Page Background

441

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

442

Страшилась грац'ш цинической свирели,

И персты грубые на лире костенели.

Замечателенъ еще въ этомъ послаши юно-

шестй жаръ и рьяность, съ какими Пупт-

кинъ призываетъ талантливыхъ п^вцовъ на

брань съ писаками. Онъ указываете имъ на

Феба, срансающаго Пиеона, и требуете мще-

нш за погибшаго жертвой зависти Озерова:

Лиотцая съ небесъ и жизнь, и в'Ьчный свЬтъ,

Стрелою гибели десница Аполлона

Сражаете, наконецъ, ужаснаго Пиеона;

Смотрите! пораженъ враждебными стрелами,

Съ потухшимъ факеломъ, съ недвижными

крылами,

К/ь вамъ Озерова духъ взываетъ, други, месть!

Вамъ оскорбленный вкусъ, вамъ знанья да­

ли весть.

Летите на враговъ—и Фебъ, и музы съ вами!

Разите варваровъ кровавыми стихами,

Невежество, смирясь, потупить хладный

взоръ;

Спесивый риторовъ безграмотный соборъ...

Въ заключена молодой поэта решается, не

боясь гонешй и зависти нев'Ьждъ и риема-

чей, «ученью руку давъ», смело итти пря­

мой дорогой... Это значило возвестить о се-

64 довольно громко: посл'Ьдствш показали, что

этотъ юноша им'Ьлъ полное на то право...

Въ пьсеахъ: «Наслаждеьпе», «Къ принцу

Оранскому», «Сраженный рыцарь», «Воспо-

минанш въ Царскомъ Седё» и «Наполеонъ

на Эльбе» заметно влшше Жуковснаго; въ

нихъ преобладаете элегичесшй тонъ въ дух4

музы Жуковскаго: стихъ очень близокъ къ

стиху Жуковскаго, въ самомъ взгляде на

предмета видна зависимость ученика отъ

учителя.

«Воспоминанш въ Царскомъ Селе» напи­

саны звучными и сильными стихами, хотя

вся пьеса эта не бол4е, какъ декламацш и

риторика. Такими же стихами написана и

пьеса «Наполеонъ на Эльбе», содержаще ко­

торой теперь кажется забавно, детскими. Пуш-

кинъ заставляете Наполеона «свирепо про­

шептать » разный ругательства на самого се­

бя, превозносить своихъ враговъ, а о себе

самомъ отзывается какъ объ ужасномъ

m auv ais su jet. Между прочимъ Наполеонъ

У него «свирепо» прошентываетъ:

„Полночи царь младой! ты двинулъ ополченья,

И гибель всл'Ьдъ пошла кровавымъ знаменами,

Отозвалось могучаго паденье—

И миръ земле, и радость яебесамъ,

А мне—позорь н поношенье!“

Чему удивляться, что шеетнадцатюгЬтшй

мальчикъ такъ смотрели на Наполеона въ

то время, какъ на него такъ же точно смо­

трели и престарелые, и возмужавтше поэты!

Гораздо удивительнее, что этотъ мальчикъ

черезъ пять л4тъ после того сказалъ о На­

полеоне:

Надъ урной, где твой прахъ лежитъ,

Народовъ невависть почила

И лучъ безсмертш горитъ!

Да будетъ омраченъ позоромъ

Тотъ малодушный, кто въ сей день

Безумными возмутитъ укоромъ

Его развенчанную тень!

Хвала! онъ русскому народу

Высогай жрёбШ указалъ,

И мщу вечную свободу

Изъ мрака ссылки завещали!

Эти стихи и особенно этотъ взглядъ на

Наполеона, какъ освежительная гроза, раз­

дались въ 1821 году надъ подемъ русской

литературы, заросгаимъ сорными травами

общихъ месте, и мнопе поэты, престаре­

лые и возмужалые, прислушивались къ не­

му съ удивдешемъ, поднявъ встревоженный

головы вверхъ, словно гуси на громъ...

Но между «лицейскими» стихотворениями

гораздо более ознаменованныхъ

сильными

влшшемъ Батюшкова. Таковы пьесы: «Къ

Наталье», ¿Къ молодой Актрисе», «Князю

А. М. Горчакову», «Осгаръ», «Эвлега», «Вос-

поминаше» (Пущину), «Соиъ» (отрывокъ),

«Къ Молодой Вдове», «Мое Завещанье

Друзьями», «Наездникъ», «Къ Г...у», «Меч­

татель», «Къ П...у», «Къ Б...ву», «Горо-

докъ». Даже въ пъесахъ, написанныхъ

подъ влшшемъ другихъ поэтовъ, заметно

въ то же время и влшше Батюшкова: такъ

гармонировала артистическая натура моло­

дого Пушкина съ артистической натурой

Батюшкова! Художникъ инстинктивно узналъ

художника и избралъ его преимуществен­

ными образцомъ своими. Это показываете,

до какой степени силенъ были въ Пушкине

художничесюй инстинкта. Какъ ни много

любилъ онъ поэзш Жуковскаго, какъ ни

сильно увлекался обаятельностью ея роман-

тическаго содержанш, столь могуществен­

ной надъ юной душой, но онъ нисколько

не колебался въ выборе образца между

Жуковскими и Батюшковыми, и тотчасъ

же безсознательно подчинился исключитель­

ному влшшю последняго. Влшше Батюш­

кова обнаруживается въ «лицейскихъ» стихо-

творешяхъ Пушкина не только въ фактуре

стиха, но и въ складе выраженш, и особенно

во взгляде на жизнь и ея наслаждеюя. Бо

всехъ ихъ видна нАга и уттоеше чувствъ,

столь свойственный музе Батюшкова; и въ

нихъ проглядываете местами унылость и

веселая шутливость Батюшкова, Пушкинъ

заняли у него даже любимыя "имена, и въ

особенности Хлою и Делш, и манеру пере­

сыпать свои стихотворенш миеологическими

именами Купидона, Амура, Марса, Аполлона

и проч., и любимыя его выраженш «цитер-

ская сторона, девственная лился» и тому

подобным. Вспомните стихотворенш Батюш­

кова, заимствованный имъ изъ Парни, и

потоми послаше «Къ П—ну», и сравните

съ ними пьесы Пушкина «Къ Наталье» и