441
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
442
Страшилась грац'ш цинической свирели,
И персты грубые на лире костенели.
Замечателенъ еще въ этомъ послаши юно-
шестй жаръ и рьяность, съ какими Пупт-
кинъ призываетъ талантливыхъ п^вцовъ на
брань съ писаками. Онъ указываете имъ на
Феба, срансающаго Пиеона, и требуете мще-
нш за погибшаго жертвой зависти Озерова:
Лиотцая съ небесъ и жизнь, и в'Ьчный свЬтъ,
Стрелою гибели десница Аполлона
Сражаете, наконецъ, ужаснаго Пиеона;
Смотрите! пораженъ враждебными стрелами,
Съ потухшимъ факеломъ, съ недвижными
крылами,
К/ь вамъ Озерова духъ взываетъ, други, месть!
Вамъ оскорбленный вкусъ, вамъ знанья да
ли весть.
Летите на враговъ—и Фебъ, и музы съ вами!
Разите варваровъ кровавыми стихами,
Невежество, смирясь, потупить хладный
взоръ;
Спесивый риторовъ безграмотный соборъ...
Въ заключена молодой поэта решается, не
боясь гонешй и зависти нев'Ьждъ и риема-
чей, «ученью руку давъ», смело итти пря
мой дорогой... Это значило возвестить о се-
64 довольно громко: посл'Ьдствш показали, что
этотъ юноша им'Ьлъ полное на то право...
Въ пьсеахъ: «Наслаждеьпе», «Къ принцу
Оранскому», «Сраженный рыцарь», «Воспо-
минанш въ Царскомъ Седё» и «Наполеонъ
на Эльбе» заметно влшше Жуковснаго; въ
нихъ преобладаете элегичесшй тонъ въ дух4
музы Жуковскаго: стихъ очень близокъ къ
стиху Жуковскаго, въ самомъ взгляде на
предмета видна зависимость ученика отъ
учителя.
«Воспоминанш въ Царскомъ Селе» напи
саны звучными и сильными стихами, хотя
вся пьеса эта не бол4е, какъ декламацш и
риторика. Такими же стихами написана и
пьеса «Наполеонъ на Эльбе», содержаще ко
торой теперь кажется забавно, детскими. Пуш-
кинъ заставляете Наполеона «свирепо про
шептать » разный ругательства на самого се
бя, превозносить своихъ враговъ, а о себе
самомъ отзывается какъ объ ужасномъ
m auv ais su jet. Между прочимъ Наполеонъ
У него «свирепо» прошентываетъ:
„Полночи царь младой! ты двинулъ ополченья,
И гибель всл'Ьдъ пошла кровавымъ знаменами,
Отозвалось могучаго паденье—
И миръ земле, и радость яебесамъ,
А мне—позорь н поношенье!“
Чему удивляться, что шеетнадцатюгЬтшй
мальчикъ такъ смотрели на Наполеона въ
то время, какъ на него такъ же точно смо
трели и престарелые, и возмужавтше поэты!
Гораздо удивительнее, что этотъ мальчикъ
черезъ пять л4тъ после того сказалъ о На
полеоне:
Надъ урной, где твой прахъ лежитъ,
Народовъ невависть почила
И лучъ безсмертш горитъ!
Да будетъ омраченъ позоромъ
Тотъ малодушный, кто въ сей день
Безумными возмутитъ укоромъ
Его развенчанную тень!
Хвала! онъ русскому народу
Высогай жрёбШ указалъ,
И мщу вечную свободу
Изъ мрака ссылки завещали!
Эти стихи и особенно этотъ взглядъ на
Наполеона, какъ освежительная гроза, раз
дались въ 1821 году надъ подемъ русской
литературы, заросгаимъ сорными травами
общихъ месте, и мнопе поэты, престаре
лые и возмужалые, прислушивались къ не
му съ удивдешемъ, поднявъ встревоженный
головы вверхъ, словно гуси на громъ...
Но между «лицейскими» стихотворениями
гораздо более ознаменованныхъ
сильными
влшшемъ Батюшкова. Таковы пьесы: «Къ
Наталье», ¿Къ молодой Актрисе», «Князю
А. М. Горчакову», «Осгаръ», «Эвлега», «Вос-
поминаше» (Пущину), «Соиъ» (отрывокъ),
«Къ Молодой Вдове», «Мое Завещанье
Друзьями», «Наездникъ», «Къ Г...у», «Меч
татель», «Къ П...у», «Къ Б...ву», «Горо-
докъ». Даже въ пъесахъ, написанныхъ
подъ влшшемъ другихъ поэтовъ, заметно
въ то же время и влшше Батюшкова: такъ
гармонировала артистическая натура моло
дого Пушкина съ артистической натурой
Батюшкова! Художникъ инстинктивно узналъ
художника и избралъ его преимуществен
ными образцомъ своими. Это показываете,
до какой степени силенъ были въ Пушкине
художничесюй инстинкта. Какъ ни много
любилъ онъ поэзш Жуковскаго, какъ ни
сильно увлекался обаятельностью ея роман-
тическаго содержанш, столь могуществен
ной надъ юной душой, но онъ нисколько
не колебался въ выборе образца между
Жуковскими и Батюшковыми, и тотчасъ
же безсознательно подчинился исключитель
ному влшшю последняго. Влшше Батюш
кова обнаруживается въ «лицейскихъ» стихо-
творешяхъ Пушкина не только въ фактуре
стиха, но и въ складе выраженш, и особенно
во взгляде на жизнь и ея наслаждеюя. Бо
всехъ ихъ видна нАга и уттоеше чувствъ,
столь свойственный музе Батюшкова; и въ
нихъ проглядываете местами унылость и
веселая шутливость Батюшкова, Пушкинъ
заняли у него даже любимыя "имена, и въ
особенности Хлою и Делш, и манеру пере
сыпать свои стихотворенш миеологическими
именами Купидона, Амура, Марса, Аполлона
и проч., и любимыя его выраженш «цитер-
ская сторона, девственная лился» и тому
подобным. Вспомните стихотворенш Батюш
кова, заимствованный имъ изъ Парни, и
потоми послаше «Къ П—ну», и сравните
съ ними пьесы Пушкина «Къ Наталье» и