Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  224 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 224 / 734 Next Page
Page Background

439

СОЧИНЕНШ в.

г.

в-ыинсклго.

440

ныя звезды, а все предметы являются въ

неестественной величине и ложномъ виде.

Пушкинская поэзш въ еравнеши съ Держа­

винской-—-ото роскошный, полный сшшя и

блеска полдень л’Ьтняго дня: вей предметы

земли озарены свй гомъ неба н являются въ

своемъ собственномъ, опредёденномъ, ясномъ

виде, и самая даль только дйлаетъ ихъ бо­

лее поэтическими и прекрасными, а не лож­

ными и безобразными... Словомъ, поэзш Дер­

жавина есть безвременно явившаяся, а по­

тому и неудачная поэзш Пушкинская, а поэ­

зш Пушкинская есть во-время явившаяся

и вполне достигшая своей определенности,

роскошно и благоуханно развившаяся поэ­

зш Державинская...

Пьесы «Къ Наташе», «Разсудокъ и Лю­

бовь?, «Къ Машй», «Слеза», «Погребъ»,

«Истина». «Застольная Песня», «Делш»,

«Стансы» (изъ Вольтера), «Къ Дели», «Къ

ней», «Мйсяцъ», «Я Лилу слушалъ у кла­

вира», «Къ Жуковскому», «Пируюнце Дру­

зья», «Къ Дельвигу». «Фшлъ Анакреона»,

«Къ Дельвигу», «Фавнъ и Пастушка», «Къ

Живописцу», «Сновидйше» |Романсъ»,—

вей эти пьесы по изобрйтеяш, по формй и

по именами Лилы, Нины, Маши, Наташи

и т. п., напомияаютъ собой предшествовав­

шую Жуковскому и Батюшкову эпоху рус­

ской литературы, или по крайней мйрй ту

школу поэзш русской, которая не испыты­

вала на себй влшнш этихъ двухъ поэтовъ.

Такъ, напримйръ, пьеса «Къ Живописцу»

написана какъ будто Державиными, пред.

1

а-

гающимъ живописцу написать портретъ его

Милены или Плйниры; а пьесы: «Слеза»,

«Погребъ», «Истина» написаны какъ будто

на мотавъ извйстяой прелестной пйсенки Де­

ниса Давыдова «Мудрость», которая начина­

ется куплетомъ:

Мы недавно отъ печали,

Лиза, я да Купидонъ,

По бокалу осушали-

Да просили мудрость вонъ.

Чтобъ дать ионятае о духй этой школы, пред­

ставителями которой были Еапниетъ, Неле-

динсшй-Мелецгай, ¡4 Пушкянъ, Давыдовъ,

мы вынишемъ коротенькое стихотвореше

Пушкина «Сновидйше»:

Недавно оболыценъ прелестными сно-

видЪньекъ,

Въ в'ЬнцЪ сщющемъ царемъ я зрЪлъ себя;

Мечталось, я любили тебя—

И сердце билось наолаждеяьемъ.

Я страсть свою у ноги ни восгоргахъ изъяс-

няли.

Мечты! ахи! отчего вы счастья не продлили?

Но боги не всего теперь меня лишили:

Я только царство потеряли.

Въ послаши «Къ Жуковскому» Пушкинъ

разеуждаетъ въ довольно прозаическихъ ети-

хахъ о лигературныхъ вопросахъ, особенно

занимавгнихъ дядю ,Аго, Васшня Пушкина,

и ту эпоху, которой В. Пушкинъ былъ од-

нимъ изъ представителей. В. Пушкинъ въ

прозаическихъ, но иногда очень острыхъ са-

тирахъ нападалъ на плохихъ стихотворцевъ

и славянофиловъ—враговъ Карамзина—того

времени. Въ носланш своемъ «Къ Жуков­

скому» молодой Пушкинъ, подъ влшншмъ

дяди своего, также нападаетъ на риемачей

и славянофпловъ и судитъ о русской лите-

ратурй.

Риемачей называетъ онъ «варягами»:

Далеко дикихи лири несется рвзшй вой:

Варяжсше стихи визжитъ варягови строй.

т а слогоми Никона печатаюти поэмы,

Одни славянскихи одъ громады громоздяти,

Друпе въ б’Ьшепыхъ трагедшхъ хрипятъ;

Тотъ, вЁрный своему мятежному союзу,

На сцену возведя зЪвающую музу,

Безсмертныхъ генгевъ сорвать съ Парнаса

мнить:

Рука содрогнулась, ударь его скользить.

Вотще бросается съ завистливыми винжаломъ:

Куплетомъ раненгь онъ, низверясенъ въ прахъ

журналомъ.

При свистахъ критики къ собратьями онъ

б'Ьжитъ,

И маковый вЁпецъ веспису ими свитъ.

В

сё

, руку наложпвъ на томи Телемахиды,

Клянутся отомстить сотрудниковъ обиды,

Волнуясь, возстаютъ неистовой толпой.

БЁда,

1Сто

въ

свётъ

ролсденъ съ чувствитель­

ной душой,

Кто тайно могь шгЬнить красавицъ

нёжно

П

лирой.

Кто

смёло

просвистали шутливою сатирой,

Кто выражается правдивыми языкомъ,

И русской глупости не хочетъ бить челомъ:

Онъ враги отечества, опъ сЁятель разврата,

И р'Ьчи сыплются дояедемъ на супостата.

Читая эти стихи, невольно переносишься

въ то блаженное, время нашей литературы,

о которомъ теперь, за исключешемъ пожи-

лыхъ и записяыхъ литераторовъ, немнопе

им^ютъ понятш. Въ этомъ послати слогъ,

фактура стиха, понятш, взглядъ на вещи—

все принадлежать времени, которое предше­

ствовало Жуковскому и Батюшкову и про­

глядело ихъ явленю. Но тутъ есть нечто и

самостоятельное, принадлежащее Пушкину,

какъ представителю уже новаго поколении

это жестокая нападка на Тредъяковекаго и

въ особенности на Сумарокова:

Ты ль эго, слабое дитя чужихъ уроковъ,

Завистливый гордецъ, холодный Сумарокову

Безь силы, безъ огня, съ посредственными

умомъ,

Предразеужденшмъ обязанный

вёнцомъ

И съ' Пинда сброшенный и проклятый Раси­

нами?

Бму ли, карлику, тягаться съ иснолипомъ?

Ему ль оспаривать тотъ лавровый вЁнецъ.

Въ которомъ возблистали беземертный наши

пЁвецъ,

Веселье россшнъ, полуночное диво?

Н

ётъ

! въ тихой ЛетЁ онъ потонетъ молчаливо!

Ужъ на челЪ его забвешя печать.

Предбудущими вЁкамъ что могъ онъ передать?