Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  223 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 223 / 734 Next Page
Page Background

4 3 7

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

438

ли не см'Ьл'Ье и не бойчее владйлъ имъ. Изъ

нихъ только три пьесы уже слишкомъ плохи,

а именно: «Бова» (отрывокъ изъ поэмы),

«Красавице, которая нюхала табакъ» и «Вез-

вйрю». Первая пьеса написана Пушкинымъ

явно въ подражанш «Илье Муромцу» Ка­

рамзина, которому она, впрочемъ, нисколько

не уступаетъ въ достоинстве стиха и вы­

мысла. Подобно «Илье Муромцу» Карамзи­

на, «Бова» не конченъ, вероятно, по одной

и той же причине: мысль об’Ьихъ этихъ

пьесъ такъ детски ложна и поддельна, что

изъ нея ничего не могло выйти цблаго, и

оба поэта сами соскучились ею, не доведя

ея до конца. По самому началу «Бовы» вид­

но, что «Илья Муромецъ» Карамзина, слиш-

комъ восхищавппй юный вкусъ Пушкина,

разманилъ его затеять эту поэму:

Часто, часто я бесЬдовалъ

Съ болтуномъ страны эллинская,

И не смЪлъ осиплымъ голосомъ

Съ Шопеленомъ и съ Рифматовымъ

Восп'Ьвать героевъ сЬвера.

Несравненнаго Виргилш

Я читалъ и перечитывалъ,

Не стараясь подражать ему

Въ нЪжныхъ чувствахъ и гармонш.

Разбиралъ я н'Ьмца Клопштока

И не могъ понять нремудраго;

Не

хотЪлъ

я

Восп'Ьвать, какъ онъ—

Я хочу, чтобъ меня доняли

ВсЬ отъ мала до великаго.

За Мильтономъ и Камоэнсомъ

Опасался я безъ крылъ парить,

Но вчера, въ архивахъ рояся,

Отыскалъ я книжку славную,

Золотую, незабвенную,

Прочиталъ—и въ восхищены

Про Бову пою царевича.

Ее правда ли, что это очень вапоминаетъ

знакомое и презнакомое всймъ начало «Ильи

Муромца»?- Пьеса «Красавице, которая ню­

хала табакъ» отличается сатирическими и

сентиментальнымъ характеромъ, столь свой-

ственнымъ нашей старинной поэзш. Она

написана до того плохими стихами, что намъ,

привыкпшмъ подъ Пушкинскимъ стихомъ

разуметь высшее изящество ствха, странно

думать, что эти стихи писаны Пушкинымъ,

хотя бы и тринадцатилЬтнимъ. «Безвйрш»—

дидактическая пьеса, который сотнями пи­

сались въ блаженное старое время,—рито­

рическое распространена какой-нибудь темы

плохими стихами.

Въ дйтекихъ и юношескихъ опытахъ Пуш­

кина заметно влдянш даже Капниста и Ва-

силш Пушкина. Больше всего видно на нихъ ,

влшше Жуковскаго и особенно Батюшкова;

но влшнш Державина почти совеЬмъ неза­

метно. Это не значитъ, чтобъ въ натуре Пуш­

кина, какъ художника, не было ничего род-

ственнаго съ поэтической натурой Держа­

вина, или чтобъ Пушкинъ не любилъ Держа­

вина и не восхищался его проязведеншми.

Напротивъ, Пушкинъ благоговели передъ

Державиными. Въ запискахъ своихъ онъ съ

такой любовью разсказываетъ, какъ на ли-

цейскомъ публичномъ экзамене читалъ онъ,

въ двухъ шагахъ отъ Державина, свои «Вос-

поминатя въ Царскомъ Селе» и восхитить

ими маститаго поэта. Это было въ 1815 го­

ду; Пушкину было тогда шестнадцать летъ.

Этотъ случай Пушкинъ всегда считали ве­

ликими событшмъ въ своей жизни. Онъ

упоминаетъ о немъ въ одномъ изъ своихъ

«лицейскихъ» стихотворешй—«Къ Жуковско­

му»; тутъ же съ юношескими восторгомъ упо­

минаетъ и объ одобренш Карамзина, Дми­

трова и того поэта, къ которому обращено

было это послаше,—одобренш, которыми они

приветствовали его детсше опыты. Въ дру­

гое, позднейшее время, въ эпоху мужествен­

ной зрелости своего гешя, Пушкинъ, говоря

о своей музе, сделали поэтичесшй намеки на

лучшее воспоминаше своей юности:

И свЬтъ ее съ улыбкой встрЬтилъ;

УспЬхъ насъ первый окрылили;

Старикъ Державивъ насъ замЪтилъ

И, въ гробъ сходя, благословили.

Но при всеми этомъ громогласный одо-

воспевательный характеръ Державинской

поэзш были столько не въ натуре и не въ

духе Пушкина, что на его «лицейскихъ»

стихотвореншхъ нетъ почти никанихъ еле-

довъ ея влшнш. Только одна кантата «Леда»,

изъ всехъ «лицейскихъ» стихотворешй, от­

зывается языкомъ Державина, но вместе и

Батюшкова; а самый роди пьесы (кантата)

напомннаетъ одного Державина. Этими почти

и оканчивается все сближены. Но если срав­

нить въ «Онегине» и другпхъ позднейшихъ

произведевшхъ Пушкина картины русской

природы—именно осени и зимы, то нельзя

не увидеть, что оне носятъ на себе отпеча-

токъ какой-то родственности съ Державин­

скими картинами въ томи же роде. Этого

нельзя доказать сравнительными выписками

изъ того и другого поэта; но это очевидно

для людей, которые способны проникать да­

лее буквы и отыскивать аналогио въ духе

поэтическихъ нроизведенга. Проблескиваю­

щее по временамъ и местами элементы Дер­

жавинской поэзщ суть живопись северно-

русской природы; народность, сатира и ху­

дожественность,—все это составляетъ пол­

ноту и богатство поэзш Пушкина, и все это

достигло въ ней своего совершеннаго разви­

тая и определены. Державинская поэзш въ

сравнены съ Пушкинской—это заря пред-

разеветная, когда бываетъ ни ночь, ни день,

ни полночь, ни утро, но едва начинается

борьба тьмы съ свётомъ: брежжетъ неверный

полумракъ, обманчивый нолусветъ, вдали на

небё какъ будто белеешь полоса света и въ

то же время догораютъ готовыя погаснуть ыеч-