Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  222 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 222 / 734 Next Page
Page Background

С0ЧИНЕН1Я В. Г. Б-ЬЛИНСКАГО.

436

435

ника», «Орлеанской Дйвы», «Ундины» и

проч. Даже самый стихъ Жуковскаго сд'Ь-

лалъ съ того времени большой шагъ впе-

редъ. Ватюшковъ умеръ для русской лите­

ратуры въ самое время этого першда, и по­

тому новое литературное направлен^ не

имйло на него влшнш. Т'Ьмъ не менйе можно

предполагать съ достоверностью, что безъ

этого несчастнаго случая въ жизни Батюш­

кова его ожидала бы эпоха обильнейшей и

высшей деятельности, нежели та, какую онъ

успелъ обнаружить, и что только тогда узна­

ли бы руссюе, какой ведиюй талантъ имели

они въ немъ. При всей художественности,

при всей пластичности стиха Батюшкова,

ему все еще чего-то недостаетъ: видно, что

этотъ шагъ суждено было сделать человеку

новому и свежему, незатвердевшему въ ли-

тературныхъ преданшхъ. Зтимъ человекомъ

былъ Пушкинъ...

Приступая къ критическому обозрений

творений Пушкина, мы будемъ строго дер­

жаться хронологическаго порядка, въ какомъ

являлись они. Пушкинъ отъ всехъ предше-

ствовавшихъ ему поэтовъ отличается именно

темъ, что по его произведешямъ можно сле­

дить за постепеннымъ развитшмъ его не

только какъ поэта, но вместе съ темъ какъ

человека и характера, Стихотворенш, напи-

санныя имъ въ одномъ году, уже резко от­

личаются и по содержаний, и по форме отъ

стихотворешй, написанныхъ въ следующему

и потому его сочинений никакъ нельзя изда­

вать по родамъ, какъ издаются сочинешя Дер­

жавина, Жуковскаго и Батюшкова, особенно

перваго и последняго. Это обстоятельство

чрезвычайно важно: оно говорить сколько о

великости творчеекаго генш Пушкина, столь­

ко и объ органической жизненности .его по­

эзш, — органической жизненности, которой

источники заключался уже не въ одномъ

безотчетномъ стремленш къ поэзш, но въ

томъ, что почвой поэзш Пушкина была жи­

вая действительность и всегда плодотворная

идея. Между тймъ въ безобразномъ посмерт-

номъ изданш сочинешй Пушкина 1888 года

(восемь томовъ) стихотворенш расположены

по родамъ, разделеше которыхъ основыва­

лось на произволе лица, которому была по­

ручена редакцш. Вотъ почему въ нашей

статье, несмотря на то, что въ заглавш ея

выставлено изданш 1838 года, мы будемъ ру­

ководствоваться изданными при жизни са­

мого поэта издашями 1826, 1829, 1832 и

1835 годовъ. Но прежде всего мы остано­

вимся на его «лицейскихъ» етихотворевшхъ,

пом'Ьщепиыхъ въ 1Х-мъ томй, 1841 года.

Не­

которые господа, сильно нападали на изда­

телей трехъ последними томовъ сочинешй

Пушкина за помещеше его «лицейскихъ» сти-

хотворешй, говоря, что это сделано для на-

полнешя книжекъ хоть какими-нибудь мате-

ршломъ за недостаткомъ хорошаго, и что пе­

чатать произведен«! поэта, которыхъ онъ сами

не считали достойными печати, — значить

оскорблять его память. Ничто не можетъ быть

нелепее такой мысли. Мы очень уважаемъ

дарованш и таланты такихъ поэтовъ, какъ

Веневитинову Полежаеву Баратынскгй, Коз­

лову Давыдо.въ и друие, но все-таки ду-

маемъ, что изъ уважешя къ ними же не сле-

дуетъ печатать ихъ слабый произведен«!,

тёмн болйе, что они никому и ни въ какомъ

отношен:и не могутъ быть интересны, а меж­

ду тймъ могутъ повредить известности этихъ

авторовъ. Но когда дйло идетъ о такихъ по-

этахъ и писателяхъ, какъ Ломоносову Дер­

жавину Фонвизину Карамзинъ, Крылову

Жуковсшй, Ватюшковъ, Грибойдовъ и въ

особенности Пушкинъ и Лермонтову—то

каждая строка, написанная ихъ рукой, при­

надлежишь потомству и должна быть сохра­

нена для него, ибо она напоминаетъ собой

или черту ихъ времени, или фактъ объ ихъ

образе мыслей и характере.

«Лицейсия» стихотворенш Пушкина, кро­

ме того, что показываютъ, при сравнении съ

последующими его стихотвореньями, какъ

екоро выросъ и возмужали его поэтическй

гешй,—особенно важны еще и въ томъ отно­

шении, что въ нихъ видна историческая связь

Пушкина съ предшествовавшими ему по­

этами; изъ нихъ видно, что онъ былъ сперва

счастливыми ученикомъ Жуковскаго и Ба­

тюшкова, прежде чемъ явился самостоятель­

ными мастеромъ. Впервые,—сколько помнимъ

мы, — появилось стихотворенш Пушкина

(«Отечество въ слезахъ—познало весть ужас­

ну!») въ «Вестнике Европы» 1813 г. Онъ

написали его, когда ему не было и четыр­

надцати лети отъ роду, при получеши извё-

сия о смерти Кутузова. Часто стали по­

являться въ печати стихотворенья Пушкина

въ 1815 г. въ «Росийскомъ Музеуме»,—жур­

нале, издававшемся Владимфомъ Измайло­

выми. Вей они являлись тамъ съ подписью

только начадьныхъ буквъ имени и фамилш

Пушкина, и вей они, по подлинными руко­

писями покойнаго поэта, помещены въ 1Х-мъ

томй его сочинешй между «лицейскими» сти-

хотвореншми. Потомъ стихотворенш Пушкина

стали появляться въ «Сыне Отечества», и

большая часть ихъ вошла уже въ сделан­

ный имъ самими изданш его сочинена!.

«Лицейстая» стихотворенш не богаты но-

эзшй, но часто удивляютъ красотой и изя-

ществомъ стиха. Фактура этого стиха со-

всемъ не Пушкинская: она принадлежитъ Жу­

ковскому и Батюшкову. Далеко уступая

этими поэтами въ поэзш, Пушкинъ,—едва

шестнадцатилетшй юноша,—иногда не толь­

ко не уступали имъ въ стихе, но еще едва.